Программа развития_2021-2024гг

Содержание

1.
2.
3.

Пояснительная записка
Паспорт программы развития
Информационная справка об образовательном учреждении
- Общие сведения о ДОУ
- Контингент родителей
- Ближайшее окружение учреждения
- Кадровая характеристика
- Материально-техническое обеспечение
- Обеспечение безопасных условий в ДОУ
- Организация питания воспитанников
4. Проблемный анализ деятельности ДОУ и потенциальных возможностей перехода
на современную модель дошкольного образования

3
3
5
5
6
7
7
8
8
9
9

- Анализ результатов образовательного процесса
- Анализ уровня готовности детей подготовительной группы к обучению в школе
- Анализ ресурсного обеспечения педагогической деятельности ДОУ
5. Концепция развития дошкольного учреждения
6. Стратегия развития дошкольного учреждения
- План действий по реализации программы развития
- Этапы реализации программы
- Ожидаемые результаты
7. Литература

9
11
13
16
19
19
19
25
26

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное образование находится на новом этапе развития – идёт его модернизация.
Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе.
Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела актуальный характер.
В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным
жизненным потребностям развития страны. Очевидно, что сегодня в условиях современного
образования
каждое
дошкольное
учреждение
должно,
поддерживать
свою
конкурентоспособность, занимая, таким образом, свою индивидуальную нишу в общем
образовательном пространстве. Такие качества как формирование креативных и социальных
компетентностей, готовности к переобучению востребованы целыми творческими коллективами,
которые постоянно совершенствуют свое профессиональное мастерство, проявляя
инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, доказывая,
таким образом, свою, необходимость.
Реализация основных направлений развития системы дошкольного образования
невозможна без ключевых общесистемных изменений в дошкольном учреждении. Содержание
образования сегодня направлено не только на приобретение знаний воспитанниками, но и на
развитие личности, где ребёнок выступает как субъект разнообразных видов детской деятельности
в условиях самореализации в окружающем мире, развитие его познавательных и созидательных
способностей. Ориентация на ребёнка и его потребности, создание в дошкольном учреждении
условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребёнка и сотрудника,
мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса на
дифференцированной основе.
Необходимость разработки данной программы обусловлена не только рядом причин
указанных выше. Становится объективным появление новой модели ДОУ, пересмотр управления
системой образования, в воспитательно-образовательном процессе, в научно-методической,
опытно-экспериментальной деятельности учреждения. Разработка содержания работы
дошкольного образовательного учреждения потребовала по-новому подойти к его отбору с учётом
природно-климатических, экологических, экономических, социальных, культурно-ценностных
особенностей деревни, в которой живут дети.
На основе выше изложенного, а так же в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ
«Об образовании», Уставом ДОУ разработана Программа развития муниципального казенного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Ромашка» г. Палласовки
Волгоградской области.
Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного
состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения
детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников.
Статус Программы развития: нормативный стратегический документ дошкольного
образовательного учреждения, в котором отражаются цель и комплекс мероприятий,
направленных на решение задач при переходе в инновационный режим жизнедеятельности и
принявший за основу программно-целевую идеологию развития.
Назначение Программы развития: быть средством интеграции и мобилизации всего
коллектива дошкольного образовательного учреждения на достижение целей развития, перехода
на более качественный уровень образовательной деятельности.
Сроки реализации программы: 2021 - 2024 годы

Наименование
Программы
Основание для
разработки
Программы

2. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Программа развития муниципального казенного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Ромашка» г.
Палласовки Волгоградской области
• Закон "Об образовании в Российской Федерации" 29.12.2012
N 273-ФЗ
• Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования»
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
• СП

3

требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
•

•
•
•
•

Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155
«Об утверждении Федерального Государственного
Образовательного Стандарта Дошкольного Образования»
(ФГОС ДО)
Устав МКДОУ «Детский сад № 3 «Ромашка»
Основная общеобразовательная программа МКДОУ
«Детского сада № 3 «Ромашка»
Примерная
основная
общеобразовательная
программа
дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И.

Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой
Социальный заказ

Автор программы
Основные исполнители
программы
Цель программы

Задачи программы

Сроки и этапы реализации
Программы

1. Качественный присмотр и уход за детьми.
2. Качественное дошкольное образование (предоставление
муниципальных услуг) – реализация основной программы
дошкольного образования.
3. Сохранение и укрепление здоровья детей, создание
здоровьесберегающих условий.
4. Предшкольная подготовка.
5. Повышение эффективности расходования ресурсов
Заведующий ДОУ, старший воспитатель и творческая группа
педагогов
Коллектив ДОУ
Повышение качества образования в ДОУ через создание в детском
саду системы интегративного образования, реализующего право
каждого ребенка на качественное и доступное образование,
обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного
физического и психического развития детей, как основы их
успешного обучения в школе.
1.Совершенствование предметно-пространственной среды МКДОУ
в соответствии с ФГОС ДО.
2.Совершенствование содержания и технологий образования
дошкольников, в том числе информационно-коммуникационных.
3.Повышение профессиональной компетентности педагогов.
4.Обеспечение интеллектуального, личностного и физического
развития ребёнка в разных видах деятельности.
5.Внедрение проектов в образовательную деятельность в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников.
6.Использование возможностей сетевого взаимодействия и
интеграции в образовательном процессе.
7. Развитие системы управления ДОУ на основе повышения
компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским
садом.
Программа рассчитана на 3 года
Программа будет реализована в 2021-2024 годы в три этапа.
1-ый этап – подготовительный (2021-2022 уч.г)
- разработка документации для успешной реализации мероприятий в
соответствии с Программой развития;
- создание условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для
успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой
развития;
- начало реализации мероприятий, направленных на создание
интегрированной модели развивающего образовательного
пространства.

4

2-ой этап – практический (2022-2023 уч.г)
- апробирование модели, обновление содержания организационных
форм, педагогических технологий;
- постепенная реализация мероприятий в соответствии с
Программой развития;
- коррекция мероприятий.
3-ий этап – итоговый (2023 -2024 уч.г.)
- реализация мероприятий, направленных на практическое
внедрение и распространение полученных результатов;
- анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в
Программе развития.
Ожидаемые результаты (социально экономические эффекты) реализации программы
Внедрить
комплекс Снижение роста заболеваемости, через мероприятия направленные
оздоровительнона оздоровление и укрепление детского организма.
образовательных
Снижение роста числа детей нуждающихся в услугах логопеда и
мероприятий
детского психолога.
направленных
на
Системное
взаимодействие с учреждениями образования,
сохранение и укрепление
здравоохранения, культуры с
целью повышения качества
здоровья детей
образования
Обогатить
и Оптимизирование процесса воспитания и обучения дошкольников.
усовершенствовать
Формирование
общей
культуры,
развитие
физических,
предметно-развивающую
интеллектуальных и личностных качеств воспитанников
среду
Обеспечить
рост Информирование процесса образования:
профессиональной
- пополнение информации на сайте детского сада, для возможности
компетентности педагогов качественного предоставления услуг в электронной форме.
использования в образовательном процессе
ДОУ в части освоения Активизация
педагогами технологий в интерактивных технологий и электронных образовательных
ресурсов.
интеграции областей
Рост числа педагогов, освоивших современные образовательные
технологии.
Рост числа педагогов, прошедших обучение на курсах до 100 %.
Приведение в соответствие с ФГОС учебных программ
Усовершенствовать
Обеспечение
открытого
информационного
пространства
взаимодействие ДОУ с учреждения.
родителями воспитанников Увеличение количества родителей, активно участвующих в
посредством организации образовательном процессе до 80%.
совместной эффективной Повышение уровня педагогической грамотности родителей в
деятельности и их участия вопросах воспитания и развития детей
в
образовательном
процессе
3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Общие сведения о ДОУ
Полное наименование:
Муниципальное
казенное
дошкольное
образовательное
учреждение «Детский сад № 3 «Ромашка» г. Палласовки Волгоградской области.
Сокращенное наименование: МКДОУ «Детский сад № 3 «Ромашка»
Фактический (юридический) адрес: 404264, Волгоградская область, г. Палласовка, ул.
Дзержинского,57
Лицензия: на осуществление образовательной деятельности №164 от 23.11.2017 года.
Учредитель Отдел по образованию Администрации Палласовского муниципального района
Волгоградской области
Телефон: (84492) 61956
E-mail: — ds3rom@gmail.com
Режим работы: Пятидневная рабочая неделя с пребыванием детей с 7.30 до18.00 часов.

5

Учреждение открыто в 1982 году, расположено в двухэтажном здании, рассчитано на 150
мест. В учреждении функционирует 5 групп.
Группа
1 младшая
2 младшая
средняя
старшая
Подготовительная
Итого:

Возраст детей
от 2 до 3 лет
от 3 до 4 лет
от 4 до 5лет
от 5 до 6 лет
от 6 до 8 лет

Количество детей
26
27
31
32
32
148

Большое внимание в дошкольном учреждении уделяется изучению контингента родителей.
Систематически педагоги ДОУ проводят информационно-аналитическую работу по выявлению
социального и образовательного статуса членов семей воспитанников.
Сведения о социальном положении воспитанников МКДОУ:
Всего
детей

147

Всего
семей

Полные
семьи

132

Неполные
семьи

Многодет
ные

Семьи,
имеющие
одного
ребёнка

Семьи,
имеющие
двух детей

Малообес
печенные
семьи

25

32

28

87

28

107

Имеют
высшее
образова
ние

Среднее
специаль
ное
образова
ние

Не
имеют
образова
ния

Служащ
ие

Рабочие

33

151

12

51

97

Предпр Безработ
инимате ные
ли
5

47

Дети инвалид
ы

Дети
находящ
иеся
под
опекой

2

-

Педагогами ДОУ ведётся активная просветительская работа, направленная на повышение
компетентности в вопросах воспитания и развития детей, успешной социализации ребёнка в
обществе.
Анализируя удовлетворённость родителей деятельностью ДОУ, наблюдается следующее:
- 83% родителей считают, что воспитатели обеспечивают ребёнку всестороннее развитие,
способностей, качественную подготовку к школе и укрепляют здоровье;
- 83 % родителей признают авторитет воспитателей, прислушиваются к его мнению и реализуют
его советы в воспитании ребёнка (20% родителей обращаются за помощь к специалисту);
- 92 % родителей считают, что для ребёнка созданы комфортные условия;
- 83 % родителей удовлетворены своими взаимоотношениями с сотрудниками.
Изучение семьи как участника образовательного процесса определяется характеристикой
совместных мероприятий с родителями. Результаты показывают, что лишь 27% родителей активно
участвуют в различных мероприятиях ДОУ. Остаётся проблемой – привлечение родителей к
участию в воспитательно-образовательном процессе. Анализ анкет и опросов родителей по
вопросам развития детей показывает недостаточную компетентность родителей в
психологических и возрастных особенностях детей.
Выводы: Деятельность ДОУ по работе с семьями воспитанников следует направить на
конструктивное сотрудничество, расширение спектра форм взаимодействия, на повышение
компетентности
родителей
в
вопросах
психолого-педагогического
сопровождения,
заинтересованности в успехах своих детей и стремлении помочь ДОУ в создании необходимых
условий для сохранения психолого-педагогического благополучия ребёнка в ДОУ.
В дошкольном учреждении существуют возможности организации консультативной помощи,
совместных досугов, творческих проектов, выставок, спортивных мероприятий, праздников,
традиций.
Таким образом, деятельность ДОУ по взаимодействию с семьей необходимо направить на
оказание помощи семье в воспитании ребёнка по следующим направлениям:
1. Мероприятия ДОУ с родителями с целью повышения их компетенции в разных
вопросах, пропаганды здорового образа жизни, популяризации физкультуры: дни открытых
дверей, консультации;

6

2. Мероприятия ДОУ, объединяющие родителей и детей с целью укрепления института
семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных ценностей семейных отношений,
стремление лучше узнать ребёнка, наладить содержательное общение: совместные мероприятия,
праздники, экскурсии;
3. Мероприятия в семье, используемые в работе ДОУ с целью повышения инициативности
и заинтересованности родителей: совместные творческие выставки, выставки по увлечениям
ребёнка, персональные выставки родителей, традиций семьи, опыта лучшего семейного
воспитания (фотовыставки, альбомы «Моя семья», «Домашние любимцы»), домашнее
коллекционирование с презентациями в группе и др.
Ближайшее окружение учреждения (социум) – ДЮЦ, МКОУ СШ № 17, № 12,
центральная библиотека, музей.
Кадровая характеристика
На момент написания программы развития общее количество педагогических работников –
13 человек. Все педагоги имеют соответствующее дошкольное образование. Укомплектованность
кадрами - 100%. Коллектив педагогов стабильный. Педагоги ДОУ систематически повышают
свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации.
№
1

2

3

4

Характеристика кадрового состава

количество

МКДОУ укомплектовано кадрами

13

Заведующая
Старший воспитатель
Музыкальный руководитель
Учитель - логопед
Инструктор по физической культуре

1
0
1
1
1

Воспитатели
Высшее образование
специальное (дошкольное)
другое педагогическое
другое

9
2
6
0

Среднее специальное
специальное (дошкольное)
специальное педагогическое
другое

4
1
0

Квалификация
высшая категория
первая категория
СЗД
без категории
Повышение квалификации (прохождение курсовой подготовки за последние 3 года)

3
2
8
0
13

Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения объединён
едиными целями на решение задач и приоритетов дошкольного образования, имеет
благоприятный психологический климат. Повышение квалификации педагогических и
руководящих работников проводится в системе и осуществляется в соответствии с графиком.
Творческий потенциал педагогического коллектива показывает тенденцию роста активности и их
самостоятельности, стремления к новациям и исследованиям. Тем не менее, остаются
актуальными проблемы, связанные с деятельностью педагогов по трансляции передового
педагогического опыта, с вялой инициативностью педагогов в динамичном отходе от
консервативной учебной модели, перестройке социально-психологического мышления и
педагогического мировоззрения в условиях модернизации системы образования, перехода к
ФГОС. Необходимо в этом направлении сосредоточить особые усилия.
Материально-техническое обеспечение
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3
«Ромашка» находится в здании общей площадью 837,3 кв. м. Основными помещениями ДОУ
являются: (5 групп; пищеблок; прачечная; музыкальный зал, физкультурный зал; методический
кабинет, логопедический кабинет).

7

Дошкольное учреждение оборудовано жёстким и мягким инвентарем для своего
полноценного функционирования. Большая часть МТБ требует постоянного косметического
ремонта или обновления. Ежегодно в здании проводится косметический ремонт (покраска полов,
штукатурка стен). В 2017-2020 годах проведена полная замена оконных блоков всего детского
сада.
Состояние учебно-методической базы ДОУ постоянно пополняется. В настоящее время в
дошкольном учреждении имеются: музыкальный центр, 3 компьютера, 2 ноутбука, 1 нэтбук, 3
принтер-сканер-копир, фотоаппарат, экран, проектор, пианино. Задача оснащения предметноразвивающей среды ДОУ остается одной из главных. В группе необходимо расширять и
обновлять игровые уголки, пополнять демонстрационный материал по художественноэстетическому направлению (картины, музыкальные инструменты, предметы декоративноприкладного искусства).
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности:
Основные
направления
развития

Имеющиеся пособия и оборудование

Физическое
развитие
Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие

гимнастические
скамейки,
мячи,
палки
гимнастические,
традиционное и нетрадиционное оборудование.
Развивающие пособия и игры, атрибуты, сюжетно-игровое
оборудование,
Учебно-наглядные пособия
Разнообразие дидактических игр математического характера по
основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма»,
«Ориентировка в пространстве», «Время», математическое лото,
домино и др. Наглядный демонстрационный материал (комплекты
цифр; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного
цвета; плоскостные предметные картинки и игрушки для счета;
демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай», картинки по
временам года и частям суток и другое).

Речевое развитие

Развивающие пособия, игры по развитию речи, наборное полотно,
детская
художественная литература, звукобуквенное панно,
буквенные и числовые фризы, наглядный и раздаточный материал,
числовая прямая.

Художественноэстетическое
развитие

Музыкальный центр, магнитофон, аудиокассеты, фортепиано,
детские музыкальные инструменты, детская
художественная
литература, развивающие пособия, игры, альбомы, материалы для
традиционного и нетрадиционного изображения предметов и
образов.
Учебно-наглядные пособия: «Времена года», «Знакомим с пейзажной
живописью», «Знакомим с натюрмортом», «Знакомим с портретной
живописью»

Вывод: В дошкольном учреждении имеются все необходимые условия для интеллектуальнотворческого и физического развития воспитанников, через создание предметно-развивающей
среды и пространства детского сада.
Обеспечение безопасных условий в ДОУ
В дошкольном учреждении организована работа по обеспечению безопасности участников
образовательного процесса, в соответствии с Уставом ДОУ, Правилами внутреннего трудового
распорядка, должностными инструкциями и инструкциями по охране труда и пожарной
безопасности.
Обеспечение безопасности участников образовательного процесса ведётся по
направлениям:
- обеспечение охраны труда сотрудников ДОУ;

8

- обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, безопасность в
быту, личная безопасность, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма);
- пожарная безопасность;
- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- антитеррористическая защита.
Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса
планируется, составляются планы мероприятий, издаются приказы, работает комиссия по охране
труда. Инструктажи с сотрудниками проводятся 2 раза в год, фиксируются в журнале учёта
инструктажа.
В ДОУ установлена автоматическая пожарная сигнализация и оповещение на случай
пожара; изготовлены планы эвакуации, в соответствии с современными требованиями; имеются
порошковые огнетушители с паспортами. Регулярно проводятся тренировочные занятия по
эвакуации детей и сотрудников с определением действий работников при обнаружении пожара.
Количество случаев травматизма
сотрудников и воспитанников в ДОУ не
зарегистрировано.
Организация питания воспитанников
В дошкольном учреждении организовано 4-х разовое питание. В ДОУ разработано
примерное цикличное 20-дневное меню. Ежедневно используется С-витаминизация третьего
блюда. При организации питания соблюдаются возрастные физиологические нормы суточной
потребности в основных пищевых веществах (соотношение белков, жиров, углеводов); большое
внимание уделяется разнообразию горячих первых и вторых блюд.
4. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ И
ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕРЕХОДА НА СОВРЕМЕННУЮ МОДЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.
Анализ результатов образовательного процесса
Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является здоровье детей.
Мониторинг здоровья воспитанников за период с 2018 г. по 2020 г. показывает:
Показатели
Среднесписочный состав
Число пропусков дней по болезни
Число пропусков на одного ребёнка
Средняя продолжительность одного
заболевания
Количество случаев заболевания
Количество случаев заболевания на
одного ребёнка
Количество
часто
и
длительно
болеющих детей
Индекс здоровья, %

Период
2019 год

2018 год
142
5083
91
5

143
4946

2020 год
148

4282

85
5

88
5,9

710
8,0

572
7,8

592
7,2

----

----

36,2%

50,2%

------45,3%

Повышенные показатели заболеваемости приходятся на 2016 г., 2017 г. Вопросы
заболеваемости обсуждались на педагогических советах, осуществлялся административный
контроль за физкультурно-оздоровительной работой. Проведённый анализ профилактических
мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы показал сотрудникам, что необходимо
провести следующую работу по данному вопросу:
1. Оптимизировать работу дошкольного учреждения по профилактике простудных
заболеваний, физкультурно-оздоровительной работы в группе;
2. Усилить контроль за физкультурно-оздоровительной работой со стороны
администрации;
3. Улучшить просветительскую работу по охране и укреплению здоровья детей с
сотрудниками и родителями воспитанников.
Физическое развитие воспитанников показывает следующие результаты:
Направления
развития

2017-2018

2018-2019

9

2019-2020

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

76 %

23 %

1%

48 %

45%

7%

24%

75%

Физкультурное

Низки
й
1%

Анализ результатов показывает достаточно стабильную картину физического развития
воспитанников:
- уровень овладения основными движениями и физическими качествами соответствует
возрастным нормам;
- наблюдается положительная динамика в овладении детьми бегом, прыжками, метанием;
- приобретение умений выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной
функциональной направленности;
- в процессе игровой и соревновательной деятельности сформированы навыки коллективного
общения и взаимодействия.
Вся физкультурно-оздоровительная работа с детьми ДОУ строится с учётом их физической
подготовленности и уровня физического развития каждого ребёнка.
В ДОУ учебная нагрузка соответствует гигиеническим нормативам и методическим
рекомендациям. Непосредственно-образовательная деятельность составляется в соответствии с
нормативными требованиями ФГОС
Уровень освоения программного содержания детьми дошкольного возраста по программе
показывает следующие результаты:
Направления
развития
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Художественно –
эстетическое
развитие
Социально
–
коммуникативное
развитие
Физическое
развитие

2017-2018

2018-2019

2019-2020

Высокий
31 %
60 %

Средний
63 %
36 %

Низкий
6%
4%

Высокий
29%
75 %

Средний
64%
22 %

Низкий
7%
3%

Высокий
25%
91,7%

Средний
72%
8,3%

Низкий
2%

65%

29%

6%

57 %

35 %

8%

89,7%

7,3%

3%

36 %

61%

3%

31 %

65%

4%

48%

50%

2%

55%

45%

8%

45%

50%

5%

59%

40%

1%

Анализ результатов в освоении программы по разделам отражает положительную динамику
во всех разделах программы. В познавательном развитии воспитанников отмечается значительное
накопление информационного багажа об окружающем мире, осмысление понятий о знаках,
символах, времени. У детей
старшего
дошкольного возраста достаточно хорошо развита
познавательная активность,
логические
операции
(сравнение,
анализ, обобщение,
классификация). В познавательном арсенале детей имеются различные средства и способы познания
окружающего мира (познавательная литература, наблюдения, опыты, игры-экспериментирования).
Хорошему
освоению
знаний
способствует организация образовательной деятельности с
использование разнообразных форм и видов детской деятельности: развивающие игры, игрыэкспериментирования, совместная деятельность педагогов с детьми, создание предметноразвивающей среды.
Однако, следует отметить незначительное количество детей с низким уровнем усвоения
программы (3-8%) в 2017-2018, 2018-2019 годах. Одной из причин этих результатов является
поступление новых детей в дошкольное учреждение во второй половине учебного года,
психофизиологические особенности развития отдельных детей. Немаловажным условием успешного
освоения программы является систематическое посещение детьми занятий. Длительное отсутствие
детей по болезни, отпуска, домашнего режима является также причиной недостаточного высокого
уровня освоения знаний по данному разделу.
В формировании математических представлений можно отметить, что у детей имеются
элементарные знания о числах, геометрических фигурах, пространственных и временных
представлениях. Дети умеют классифицировать, используют обобщающие понятия, ориентируются в
пространстве и на плоскости. Достаточно высокому освоению раздела способствовало использование
элементов продуктивной деятельности на занятиях, активных игровых приёмов, наглядных образных
персонажей, героев математического театра.

10

Хорошему результату в игровой деятельности, социально-коммуникативном развитии
способствует целенаправленная работа по
раскрытию перед детьми мотивов человеческой
деятельности: познания, помощи другим, созидания через разрешение проблемных игровых
ситуаций, ролевых диалогов, театрализации, сюжетно-ролевых игр, чтение художественных
произведений, бесед и рассуждений с выводом нравственных уроков. А также использование
традиций группы дошкольного учреждения: дни рождения и чаепития; рассказы о профессиях;
ежедневные чтения художественной литературы; коллекционирование; изготовление и дарение
подарков и сюрпризов.
Уровень освоения программы по разделу «Речевое развитие» показывает недостаточно
высокие результаты. Остается значительное количество воспитанников с проблемами в
звукопроизношении вследствие отсутствия возможности получить квалифицированную помощь от
логопеда. Также наблюдается несистематическая работа педагогов по обогащению речи детей в
разнообразных учебных и бытовых ситуациях, использование словотворчества детей в
придумывании рассказов, сказок, небылиц, что отражается на недостаточно высоком уровне развития
связной речи у воспитанников.
Уровень освоения программы по разделу «Конструирование и ручной труд» показывает
хорошие результаты. Поставленные в программе задачи по физическому развитию реализовывались
в организованной совместной деятельности, позволяющей развивать у детей быстроту, ловкость,
выносливость.
Навыки и умения детей по изобразительной деятельности показывают стабильные результаты.
Следует отметить динамику в развитии композиционных умений, умения самостоятельно определять
замысел и сохранять его на протяжении всей работы. Дети достаточно хорошо передают доступными
выразительными средствами настроение и, характерные признаки образов, с интересом используют
нетрадиционные материалы. Воспитанники проявляют инициативу в самостоятельном выборе
разных способов в создании выразительного образа (обрывание, выщипывание, сминание бумажной
формы). Дети овладели способами симметричного, силуэтного вырезания, вырезания из бумаги
ленточным способом. В работах воспитанников прослеживается использование различных приёмов,
направленных на творческое самовыражение.
Анализ уровня готовности детей подготовительной группы к обучению в школе
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к
школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со
стороны периодизации психического развития ребёнка и смены ведущих видов деятельности.
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе
развития психологии как комплексная характеристика ребёнка, в которой раскрываются уровни
развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального
включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
Кроме развития познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти,
мышления и речи, в психологическую готовность к школе входят сформированные личностные
особенности. К поступлению в школу у ребёнка должны быть развиты самоконтроль, трудовые
умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того чтобы ребёнок был готов
к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него
достаточно развита, в том числе и уровень речевого развития
Диагностика уровня познавательных способностей представлены в диаграмме:

11

Анализ результатов программного содержания
подготовительной группы (%)
100%

Речевое развитие

90%
80%

познавательное развитие

70%
Социально - коммуникативное

60%
50%

Физическое развитие

40%
30%

Художественно - эстетическое
развитие

20%
10%
0%
20119год сентябрь

2020год май

Анализ результатов освоения детьми программного содержания показывает стабильную
картину развития воспитанников.
Таким образом, анализ результатов образовательного процесса показывает:
Показатель
анализа
1. Уровень
здоровья
воспитанников

2. Уровень
освоения
программы

Достижения
- Преобладает высокий и
средний уровни
развития по физической
культуре
выпускников
- Разработаны модели
двигательной
активности
воспитанников в режиме
дня

Уровень освоения
программы стабилен,
составляет более 70%

Характеристика анализа
Условия
Проблемы
В
ДОУ - Высокий уровень
заболеваемости
реализуются
воспитанников.
технология
- Отсутствие системы
физического
проведения
развития,
основанная
на мониторинга здоровья
и физической
принципах
подготовленности
оптимизации,
дифференциации и детей во
индивидуализации, в взаимодействии
педагогов и
комплексном
медицинских
решении
работников.
оздоровительных,
образовательных и
воспитательных
задач

- Реализация
образовательной
программы «От
рождения до школы»

12

- Отсутствие удобного
и простого для
педагогов
диагностического
инструментария, что
ведёт к недостаточно
объективным
показателям.
- Недостаточно
высокие результаты в
освоении программы
по речевому
развитию.
- Остаётся
значительное

Условия
- Разработка системы
мониторинга
здоровья и
физической
подготовленности
детей.
- Введение в
воспитательный
процесс
нетрадиционных
оздоровительных и
поддерживающих
технологий и
развивающих
технологий по
физической
культуре.
- Организация уголка
психологической
разгрузки для детей
- Создание системы
мониторинга
достижения детьми
планируемых
результатов
освоения
программы.
- Организация
работы воспитателей
группы по отработке
звуков, по
обогащению речи
детей в
разнообразных видах
детской

количество
воспитанников с
проблемами в
звукопроизношении.
- Наблюдение за
играми детей
показывают
недостаточное
содержание игровой
деятельности в
группе; педагоги и
воспитатели не всегда
умеют внимательно
наблюдать за
свободной игровой
деятельностью,
включаться в неё,
управлять ею,
организовывать игру,
насыщая её
разнообразным
содержанием;
- у многих детей
отмечается
недостаточное речевое
мышление, как умение
логической, связной,
грамотной и богатой
насыщенной речи

деятельности
- Организация всей
воспитательной
работы на основе
игры и через игру

Сотрудничество с
социальными
партнёрами.
Обеспечение
психологического
сопровождения
детей.
Организация
конкурсов, выставок
детского творчества
- Организация
работы по
взаимодействию с
семьями
воспитанников в
вопросах психологопедагогического
сопровождения
детей.
- Поиск и внедрение
новых
воспитательных
технологий
гуманистической,
развивающей и
личностно
ориентированной
направленности

3. Уровень
достижения детей

Участие детей в
районных конкурсах.
Достижение призовых
мест

- Индивидуальная
работа с детьми к
подготовке в
конкурсах.
- Организация
творческих выставок

- Отсутствует
психологическое
сопровождение и
поддержка детей

4. Уровень
психологопедагогической
поддержки детей

Достаточно высокий
уровень развития
психических
познавательных
процессов и уровня
готовности к школьному
обучению

Обеспечение
эмоционального
благополучия.
Мероприятия для
снятия
утомляемости

- Недостаточно
используются
активные формы
работы с родителями в
повышении
компетентности в
вопросах
индивидуального
развития ребёнка, его
психологопедагогической
поддержки.
- Недостаточно
используются
сберегающие
технологии при
организации
режимных моментов,
у многих детей
неустойчивая психика
(плаксивость,
невнимательность,
утомляемость,
капризность, резкость)

13

Анализ ресурсного обеспечения педагогической деятельности ДОУ
Показатели
направления
Кадровое
обеспечение

Научнометодическое
обеспечение

Достигнутые результаты

Имеющиеся проблемы

Детский сад обеспечен
педагогическими кадрами на 100
%. Все педагоги имеют
соответствующее дошкольное
образование. Коллектив педагогов
стабильный.
- 100% педагогов владеют
навыками работы на ПК

- Использование педагогами
стандартных, классических
форм работы с детьми и
родителями.
- Отсутствие системы в
использовании технологий
развивающего обучения, в
организации интегративного
процесса во взаимодействии
с разнообразными видами
детской деятельности.
- Применение одних и тех
же приёмов работы с детьми
и родителями, имеющими
разные потребности.

- Имеется в наличии методическая
литература, учебно-методические
комплекты по реализации
образовательных программ
согласно лицензии;
- Наработаны методические
рекомендации по повышению
компетентности педагогов в
использовании разнообразных
форм сотрудничества с семьями
воспитанников

- Отсутствие системы в
самообразовании педагогов,
в пользовании литературы,
источниками информации.
- Затруднения педагогов в
разработке измерителей
качества усвоения детьми
программного материала и
осуществлении коррекции
недостатков на основе
диагностики.
- Недостаточный уровень
профессиональной
компетентности педагогов в
психологических основах
нравственного и социального
становления личности,
отсутствие навыков
педагогической рефлексии,
влияющей на формирование
у детей привычек
нравственного поведения,
как способности совершать

14

Необходимые
преобразования
Методическое
сопровождение педагогов
по
повышению
профессионального
уровня и качества работы
в
организации
воспитательнообразовательного
процесса, в освоения
теории и применения на
практике
современных
развивающих технологий
для работы ДОУ.
- Привлечение педагогов
к составлению планов
работы и индивидуальных
маршрутов для детей с
личностными и
поведенческими
отклонениями.
-Введение в
образовательный
компонент адекватного и
активного развивающего
содержания.
-Преодоление
«просветительского»
подхода в обучении детей
и ориентация на игровое
обучение, активные,
поисковые, эвристические
методы обучения.
-Поиск и реализация
действительно
развивающего
содержания, а не
информационного
- Разработать
образовательный
маршрут педагога с
учётом уровня его
профессионального
развития.
- Создать электронный
банк «В помощь
воспитателю»
(конспекты, планирование
сценариев дня,
современные
педагогические
технологии).
- Разработать
перспективнотематические планы в
соответствии с ФГОС.
- Разработать
методические
рекомендации.
- Пополнить новинками
литературы из области

Мотивационные
условия

- В ДОУ создан благоприятный
психологический микроклимат.
- Разработана система
материального стимулирования
работников ДОУ.
- Достаточно хороший уровень
мотивации педагогов на ведение
инновационной деятельности

Материальнотехнические
условия

- Достаточно разнообразная
предметно-развивающая среда
ДОУ. В том числе – в наличии
игровые и дидактические пособия,
используемые для обеспечения
благоприятного эмоционального
состояния детей и индивидуальной
работы по физическому развитию
и оздоровлению детей

Финансовые
условия

- Предусмотренное бюджетное
финансирование образовательного
процесса недостаточно для
обеспечения системы работы по
психолого-педагогическому
сопровождению и развитию
(приобретение игровых и учебных
пособий, литературы,

15

моральный выбор.
- Требуют совершенства
подходы по выявлению,
поддержке и сопровождению
детей, проявляющих особые
способности.
- Отсутствие
индивидуальных
развивающих маршрутов для
различного уровня развития
детей с учётом освоения
реализуемых программ.
- Требуют дальнейшего
совершенствования система
взаимодействия с
родителями
- Созданная система
мотивационных условий и
материального
стимулирования
недостаточно срабатывает на
достижение высоких
результатов по налаживанию
тесного сотрудничества с
учреждениями и
организациями социума
- Отсутствие использования
современных ТСО
(мультимедиа) в
воспитательнообразовательном процессе.
- Использование в работе
привычных, апробированных
дидактических пособий.
- Недостаточность
оснащения группы
современной мебелью
(столы, стулья) в
соответствии с требованиями
и нормами СанПиН

Недостаточность
финансового обеспечения
для полноценного
материального оснащения
процесса развития ДОУ и
внедрения педагогических
инноваций

психологического
развития детей
дошкольного возраста.
- Пополнение
методической копилки
ДОУ и создание банка
мультимедиа презентаций
ППО педагогов
образовательных
учреждений района, РК и
РФ

- Повысить
эффективность работы
коллектива в развитии
детей, в соответствии с
новыми
квалификационными
требованиями

- Создать и оснастить
современным ТСО для
использования
специалистами и
воспитателями в работе с
детьми.
- Эффективное
использование данного
оборудования, игр и
пособий для
целенаправленной
разнообразной и
систематизированной
работы по обеспечению
санитарно-гигиенических,
профилактических и
оздоровительных
мероприятий, по
психологопедагогическому
сопровождению и
развитию детей.
- Пополнение учебнометодических комплектов
в соответствии с
реализуемыми
программами и ФГОС.
- Оснащение группы
ростовой мебелью в
соответствии с
требованиями и нормами
СанПиН
Необходимы
дополнительные
финансовые средства на
образовательную
деятельность и
обновление материальнотехнической базы
учреждения

технического оснащения и пр.)
Нормативные
условия

Необходимо
привлечение
общественности
в
управлении
и
контроле
качества образования на
уровне учреждения

- Разработан пакет нормативных
документов, регламентирующих
деятельность ДОУ.
- Преобразующий характер
управления: направленность
управленческой деятельности на
совершенствование
профессиональных умений с
целью позитивного изменения и
качественного преобразования
образовательной деятельности
ДОУ.
- Содержание образовательной
деятельности определяется не
только содержанием
образовательных программ, но и
потребностями потребителей
(родителей и детей)

16

- Разработать
электронный банк
нормативных документов
в соответствии с
современными
требованиями
муниципалитета, РК, РФ.
- В процессе развития
ДОУ и введения
инновационных
педагогических
технологий в
практическую
деятельность применение
комплексного
управления, а именно:
- оптимальное
комплексное
планирование и
организация любого дела;
- контроль и анализ
процесса развития;
- оптимальное
стимулирование
педагогического труда,
регулирование и
коррекция;
- соответствующее
внедряемым технологиям
и процессу развития
осуществление
руководителем всех
функций управления, всех
компонентов
управленческой
деятельности (задачи,
содержание, методы и
формы, условия, цели
управления);
определение
дальнейших перспектив
деятельности
ДОУ
и
использование
возможностей,
появившихся у ДОУ в
связи с обновлённым
содержанием
образовательного
процесса.
Успешное использование
руководителем
умения
выделять
главное
и
существенное
в
управлении
процессом
развития.
- Максимальный учёт
конкретных условий.
- Развитие демократии и
самоуправления
через
делегирование
полномочий сотрудникам
(умение управлять через
людей,
мотивировать
педагогов
на

Информационны
е условия

Организационны
е условия

- В ДОУ разработана система
информационно-аналитического
обеспечения управленческой
деятельности по следующим
блокам:
Нормативно-правовая база
управления ДОУ,
организационные документы
руководителя, работа с кадрами,
научно-методическое обеспечение,
воспитание и образование,
взаимодействие детского сада с
семьями воспитанников,
общественностью, материальнотехническое обеспечение, здоровье
и здоровый образ жизни.
- Осуществляется обмен
информацией с учреждениями
ближнего социума в решении
уставных целей и задач
- В ДОУ создана система
управления коллективом
- Разработаны:
структура управления
коллективом
должностные инструкции
разработаны и направлены на
решение уставных задач и целей
- Реализуется в системе
программно-целевой метод в
планировании деятельности ДОУ
(Программа развития ДОУ,

17

- Недостаточно используется
система оценки ключевых
компетенций воспитанников
в повышении качества
дошкольного образования.
- Отсутствует система
участия родителей и
общественности в сборе,
анализе и оценке
информации о качестве
образования в ДОУ

- Не всегда успешно
обеспечиваются условия для
раскрытия управленческого
потенциала педагогов ДОУ

качественное выполнение
задач
программы
развития).
Грамотный
выбор
руководителем
оптимального
и
необходимого сочетания
методов
управления
(способов
управления).
Выработка
такого
механизма
инновационной
деятельности ДОУ, при
котором руководитель не
только
достигает
результата
выполнения
работниками
своего
функционала, но и сами
специалисты
начинают
работать
в
режиме
развития,
уделяя
внимание
своему
самообразованию
и
саморазвитию, тем самым
создавая условия для
развития
личности
каждого ребёнка.
- Экономия ресурсов и
времени, затрачиваемых
на
реализацию
мероприятий в процессе
обновления содержания
образовательного
процесса
- Разработать:
показатели и критерии
оценки деятельности
учреждения по качеству
дошкольного образования
критерии оценивания
результативности работы
педагогов за учебный год
схемы анализа
воспитательнообразовательного
процесса в разных видах
детской деятельности
- Расширять сферу
сотрудничества
педагогов, специалистов с
родителями
воспитанников на основе
информационных
технологий
- В деятельности
педагогического совета
усилить роль функций
совета по выполнению
ФГОС, по достижению
модели выпускника,
педагога, повышению
педагогического
мастерства педагогов,
развитие их творческой
активности и
взаимосвязи, а также

годовой план работы ДОУ).
- Организована работа
методического сопровождения
педагогов по повышению
профессиональной компетентности
(посещение районных МО по
разным направлениям, курсов
повышения квалификаций)
- Организована работа
методического кабинета,
группового помещения по
образованию в ДОУ

внедрение в практику
ДОУ достижений
педагогической науки.
- Усилить функцию
контрольноаналитической
деятельности с целью
обеспечения достоверной
информации о
выполнении уставных
целей и задач,
стимулирования
творчества педагогов и
своевременного принятия
управленческих решений.
- Установить
сотрудничество с СМИ
для опубликования
положительных
результатов работы
учреждения

5. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Цель Программы: повышение качества образования в ДОУ через создание в детском саду
системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и
доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного
физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.
Задачи:
Совершенствование предметно-пространственной среды МКДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Совершенствование содержания и технологий образования дошкольников, в том числе
информационно-коммуникационных.
Повышение профессиональной компетентности педагогов.
Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка в разных видах
деятельности.
Внедрение проектов в образовательную деятельность в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников.
Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе.
Развитие системы управления ДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам
взаимодействия с детским садом.
Программа осуществляет три основные функции:
-очерчивает стратегию развития детского сада;
-выделяет приоритетные направления работы;
-ориентирует всю деятельность на конечный результат.
Принципы образовательной деятельности ДОУ в рамках
программы Развития на 2021- 2024 гг.:
Принцип системности – целостный подход, взаимодействие и взаимосоответствие всех
направлений и звеньев на достижение оптимального результата – развития личности ребенка.
Принцип развивающего образования опирается на «зону ближайшего развития» и предполагает
использование новейших технологий и методик.
Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет субъективного опыта,
индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов и способностей детей и взрослых.
Принцип – гуманизации – это утверждение непреходящей ценности человека, его становление и
развитие.
Принцип увлекательности – является одним из важнейших. Весь образовательный материал
интересен детям, доступен и подается в игровой форме.
Принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей
развития и педагогической поддержки каждого ребенка.
Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную
деятельность под руководством взрослого.

18

3.1. Приоритетные направления развития
Концептуальной идеей Программы развития является установка, что каждый ребенок – успешный
дошкольник. Успешность выпускника дошкольного учреждения предполагает личностную
готовность его к школе и выражается во «внутренней позиции школьника» (то есть готовности
ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика), включающей сформированность
мотивации на успешность в учебе и дальнейшей жизни, начальных ключевых компетентностей и
универсальных учебных действий.
При разработке стратегии развития МКДОУ «Детского сада № 3 «Ромашка» была определена
перспектива деятельности коллектива:
- приоритет ребенка. Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую
связана с ценностью ребенка. Стремление построить образовательный процесс в соответствии с
индивидуальными потребностями и возможностями ребенка означает, с одной стороны, бережное
отношение к ребенку (его здоровью, интересам, возможностям), с другой стороны, создание
оптимальных условий для его развития в образовательном процессе. Такими условиями в ДОУ
выступают
вариативность
образовательных
программ,
использование
современных
образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие в образовательном процессе,
позитивная социально-психологическая атмосфера воспитательной работы;
- качество дошкольного образования. Эта ценность определяется предоставлением
возможности выбора для ребенка индивидуального образовательного плана на основе
разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми; обеспечением социальной защиты
ребенка; гарантией достижения каждым ребенком необходимого уровня подготовки для
успешного обучения в начальной школе.
- преемственность дошкольного и начального школьного образования. Предполагает
дальнейшее развитие контактов ДОУ со школой с целью обеспечения преемственности
образования, развития детей и интеграции дошкольного образования в образовательное
пространство города.
- компетентность (профессионально-педагогическая) – это системное понятие, которое
определяет объем компетенций, круг полномочий в сфере профессионально-педагогической
деятельности. В более узком понимании под профессионально-педагогической компетентностью
понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических
знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять
педагогическую деятельность
6. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
3.2. План действий
Изменение в содержании образования с использованием личностно-ориентированных
технологий планируется провести поэтапно, в течение трёх лет с момента выработки концепции
развития МБДОУ.
Программа развития реализуется через проекты, направленные на оптимизацию всех сторон
образовательного процесса, включая управление детским садом, а значит, находятся во
взаимосвязи со стратегическими задачами Программы развития детского сада.
Каждое направление работы (программы развития) представлено в виде проекта:
1-ый этап – подготовительный (2021-2022 уч.г.)
- разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой
развития;
- создание условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной реализации
мероприятий в соответствии с Программой развития;
- начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели
развивающего образовательного пространства.
Проект «Лаборатория пространства»
Цель: Совершенствование предметно-образовательной среды, через оснащение образовательного
процесса современным учебным и наглядным оборудованием, с учетом планируемых изменений в
образовательном процессе и в соответствии с ФГОС ДО.
Планируемые направления деятельности:
1.Проведение
качественного
анализа
материально-технической
базы
предметнопространственной среды;
2.Исследование климата в педагогическом и детском коллективах для определения уровня
психологической комфортности в них;

19

3. Создание условий для организации образовательного процесса с учётом многообразия
индивидуальных и возрастных детских возможностей и способностей (дети с ограниченными
возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении и воспитании);
4. Реализация модели развивающей среды и интегрированного игрового пространства, согласно
ФГОС ДО;
5. Проведение планового тематического контроля по созданию предметно - пространственной
среды в каждой возрастной группе, в соответствии с ФГОС ДО.
Модель будущего дошкольного образовательного учреждения
(как желаемый результат)
1. Наличие современной развивающей предметно-пространственной образовательной среды:
- гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
- обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
- высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность
для детей и их родителей (законных представителей), всего общества;
- комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.
2.Предметно-пространственная среда трансформируема, полифункциональна, вариативна,
доступна, безопасна.
3.Предметно-пространственная среда оснащена необходимыми дидактическими, развивающими и
настольно-печатными играми.
2-ой этап – практический (2022-2023 уч.г.)
- апробирование модели, обновление содержания организационных форм, педагогических
технологий;
- постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития;
- коррекция мероприятий.
Проект «Малая академия здоровья «Растишка» строит свою деятельность в
соответствии с требованиями СанПиН и на основе учёта критериев и показателей здоровья и
физического развития воспитанников. Планирование работы академии включает в себя
последовательные шаги, начиная от адаптационного периода с переходом на
здоровьесберегающие технологии и до выпуска здорового владеющего основами валеологической
грамотности ребёнка-школьника.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей; достаточный уровень сформированности у детей
основ культуры здоровья; повышение коэффициента здоровья детей (здоровый ребенок);
Планируемые направления деятельности:
1. Проведение исследований семей воспитанников для выявления: уровня удовлетворенности
родителей работой ДОУ по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
2. Организация совместных мероприятий для воспитанников и их родителей (соревнования,
конкурсы, мастер-классы)
3. Организация системы ежемесячной работы по проведению консультирования родителей всеми
специалистами ДОУ, в соответствии в выявленными проблемами.
4. Организация индивидуальных консультаций для родителей и воспитанников всеми
специалистами ДОУ.
5. Проведение наглядной агитации (оформление тематических стендов, раздача информационного
материала).
6. Приобщение родителей к общедоступной информации для ознакомления и совместного
обсуждения через официальный сайт ДОУ.
7. Постановка конкретных задач на следующий учебный год.
Проект «Детская мастерская «Дом радости» основан на цикле мини-проектов:
творческих, исследовательских, игровых, экологических, информационно-практических.
Так как сформированность начальных представлений к учебной деятельности и мотивов
является показателем успешности ребенка и результатом качества образовательных услуг, то в
результаты реализации данного проекта связанных с развитием ребенка по следующим
направлениям:
- Физическое
- Познавательное
- Речевое
- Художественно- эстетическое
- Социально-коммуникативное
Цель: Совершенствование образовательного процесса в МКДОУ «Детский сад № 3 «Ромашка»
путем включения в него проектных и игровых технологий, интегрированных форм организации

20

организованной образовательной деятельности, методов и приемов, способствующих реализации
личностно-ориентированного и системно-деятельного подходов.
Планируемые направления деятельности:
1.Создание условий для успешного освоения образовательной программы МКДОУ «Детского сада
№ 3 «Ромашка»;
2.Становление открытой, гибкой и доступной системы образования, на основе духовных
ценностей народов России, патриотических ценностей и культурно - исторических традиций
Донского края;
3.Создание
индивидуальных
маршрутов
развития
детей,
предполагающее
полное
взаимодействие педагогов и специалистов, а также работу с родителями по самореализации
личности их детей;
4.Мониторинг сформированности у детей начальных представлений к учебной деятельности и
уровня мотивации к успешности обучения в школе и дальнейшей жизни.
Результаты реализации содержания проекта служат основанием преемственности дошкольного и
начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста
предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

•
•
•

Модель выпускника дошкольного учреждения
(как желаемый результат)
Успешность дошкольника - выпускника ДОУ предполагает готовность ребенка, которая
определяется сформированностью новой внутренней позиции ребенка, связанной с учением, как
новой социально значимой деятельностью, школой, как новым образом жизни, открывающей
новые перспективы развития.
У дошкольника ориентированного на успех должны быть сформированы:
начальные представления об учебной деятельности.
предпосылки к учебной деятельности.
мотивация к обучению и успешности.
Для начальных ключевых компетентностей характерна многофункциональность, овладение ими
позволяет ребенку решать различные проблемы в повседневной жизни и деятельности. Начальные
ключевые компетентности многомерны, в них представлены результаты личного опыта ребенка во
всем его многообразии (отношения, знания, умения, творчество).
К начальным ключевым компетентностям относятся:
– здоровьесберегающая;
– информационная;
– социально-коммуникативная.
Предпосылки учебной деятельности обеспечивают специальную готовность ребенка к
переходу к школьному образованию. Они универсальны, переносимы и применимы в различных
ситуациях и различных учебных предметах. Универсальные учебные действия включают:
познавательные и регулятивные.
Из мотивов успешности дошкольника можно выделить следующие:
-учебно-познавательные
-социальные;
-игровые.
Таким образом, модель выпускника ДОУ представляет собой успешного дошкольника и
имеет следующие аспекты успешности:
•
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
•
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты;
•
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает
условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
•
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств

21

•
и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять
звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
•
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
•
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
•
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Одним словом - это здоровый, умный, деятельный, социально активный, добрый и творческий
ребенок, владеющий системой начальных ключевых компетентностей, универсальных учебных
умений и мотивированный на успех учебы в школе и дальнейшей жизни.
Проект «Факультет профессионального роста педагога» отличается от традиционных
методических мероприятий и использует более практические методы работы по повышению
профессиональной компетентности педагогов. А именно: обучение технологии создания буклета,
фоторепортажа, информационного стенда, мультимедийной презентации, навыку грамотного
пользования интернет – сети, обучающие тренинги по
повышению личностных и
профессиональных компетенций, мастер-классы для коллег и родителей.
Цель: совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня
педагогических работников в целях реализации планируемых изменений.
Планируемые направления деятельности:
1.Изучение и выявление уровня педагогического мастерства и степени удовлетворенности
педагогической деятельности через самоанализ педагогов.
2.Повышение профессиональной компетентности педагогов через курсы повышения
квалификации, посещение методических объединений, семинаров, творческих групп,
конференций района и области.
3.Прохождение аттестации педагогических работников.
4.Участие с докладами на семинарах, педагогических чтениях, районных мероприятиях.
5. Участие самостоятельно и с воспитанниками в соревнованиях, смотрах-конкурсах
разного уровня.
6.Приобщение педагогов к методической работе детского сада: выступление на
педагогических советах, работе творческих и рабочих групп по составлению рабочих и
образовательных программ, консультаций, общих родительских собраниях.
7.Стимулирование педагогов к самообразованию, дистанционному обучению с
использованием интернет - ресурсов.
8.Сетевое взаимодействие педагогов с целью усиления ресурса учреждения за счет
ресурсов других учреждений и продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок
образовательных услуг.
9.Создание публикаций, в виде материалов методического и научного характера
(предполагается обмен передовым опытом с социальными партнёрами).
10.Предоставление ежегодного отчета по повышению творческого потенциала каждого
педагога.
Модель педагога детского сада (как желаемый результат)
1.Педагог - активный участник образовательных отношений, умеющий выстраивать партнерское
взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного
возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психологопедагогического просвещения.
2.ИКТ - компетентный педагог, владеющий необходимыми и достаточными знаниями, умениями
и навыками:
- для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и
дошкольного возраста;
- для пользования технологиями дистанционного обучения при повышении своей квалификации;

22

- для участия в профессиональных интернет сообществах, с целью обеспечения возможности
внутрирайонного, межрегионального и международного информационного обмена научной и
педагогической информации;
- для повышения уровня образования (высшее, второе высшее).
Проект «Институт семьи»
Цель: Совершенствование системы взаимодействия с родителями, обеспечивающей повышение
уровня грамотности родителей в вопросах последовательного развития и воспитания детей, а
также согласование требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей.
Планируемые направления деятельности:
1.Проведение анкетирования родителей, направленного на трудности в воспитании своих
детей и проблемы по организации работы детского сада (в начале учебного года и в конце).
2.Проведение
исследований
семей
воспитанников
для
выявления:
уровня
удовлетворенности родителей работой ДОУ, основных ценностей семей, их образовательного
уровня, социального и материального положения.
3.Выявление трудностей и проблем для организации педагогической работы с родителями.
4.Организация совместных мероприятий для воспитанников и их родителей (соревнования,
конкурсы, мастер-классы)
5.Организация системы ежемесячной работы по проведению консультирования родителей
всеми специалистами ДОУ, в соответствии в выявленными проблемами.
6.Организация индивидуальных консультаций для родителей и воспитанников всеми
специалистами ДОУ.
7.Проведение наглядной агитации (оформление тематических стендов, раздача
информационного материала).
8. Приобщение родителей к общедоступной информации для ознакомления и совместного
обсуждения через официальный сайт ДОУ.
9.Постановка конкретных задач на следующий учебный год.
Модель родителя воспитанника детского сада
(как желаемый результат)
• Родители (законные представители) активные полноценные участники
образовательных отношений;
• Родители (законные представители) - участники диалога по созданию единого
пространства развития ребенка.
• Родители (законные представители) - культурные, педагогически грамотные
партнёры.
• Родители (законные представители) - инициативные участники конструктивного
взаимодействия между семьей и ДОУ.
• Родители (законные представители) - надёжная поддержка инициативы детей в
различных видах деятельности;
• Родители (законные представители) - ответственные и компетентные помощники
в вопросе государственно - общественного управления и контроля за
образовательным процессом ДОУ.
3-ий этап – итоговый (2023- 2024уч.г.)
- реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение
полученных результатов;
- анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития
Проект «Галерея успеха»

•
•
•
•

Цель: изучение, обобщение и представление передового педагогического опыта педагогов и ДОУ
в целом
Планируемые направления деятельности:
1.Изучение профессионального мастерства:
самоанализ педагогов;
анкетирование педагогов;
обогащение опыта педагогов для выявления уровня педагогического мастерства
формирования заявок на курсы повышения квалификации, уровня образования.
2. Включение педагогического состава в участие творческих групп, методических объединений,
обучающих семинаров района, направленных на практическое внедрение современных

23

образовательных технологий, интегрированных форм осуществления непосредственной
образовательной деятельности.
3. Создание системы методического сопровождения обучения и повышения педагогического
мастерства.
4. Создание творческой группы внутри детского сада по разработке плана внедрения современных
технологий путем передачи практического передового опыта.
5.
Совершенствование
комплексно-методического
планирования
путем
включения
интегрированных форм осуществления обучающих мероприятий посредством проектных и
игровых технологий.
6. Организация взаимных посещений педагогами непосредственной образовательной деятельности
в возрастных группах.
7.Осуществление контроля, качества выполнения планируемых направлений деятельности.
8. Обобщение полученных результатов и внесение необходимых изменений.

Модель управления реализацией Программы.
Система организации контроля за выполнением Программы
Для осуществления мер, предусмотренных Программой, в ДОУ создан
координационный совет по реализации Программы, в ведении которого находятся
следующие вопросы:
• координация разработки нормативно-правовой базы развития ДОУ
•
поддержка разработки и внедрения материалов научно-методического
сопровождения Программы
• планирование и контроль за исполнением основных мероприятий Программы:
рассмотрение тематики программных мероприятий; рассмотрение материалов о ходе
реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их уточнению,
а также рассмотрение итогов реализации Программы;
• подготовка предложений по реализации Программы до 2024 года с учетом изменения
социально-экономической ситуации и действующего законодательства; выявление
научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и
разработка предложений по их решению
В состав координационного совета входят представители ДОУ.
При координационном совете по реализации основных направлений Программы
создаются рабочие группы из педагогической и родительской общественности.
Система организации контроля за выполнением Программы
Постоянный контроль за выполнением Программы осуществляют:
Отдел по образованию Администрации Палласовского муниципального района
• Педагогический совет Учреждения
• администрация Учреждения
• Совет родителей Учреждения
• Профессиональный союз работников Учреждения
Виды контроля:
1. Фронтальный
2. Тематический
3. Итоговый
4. Сравнительный
5. Предупредительный
6. Оперативный
Формы и методы контроля:
• Прямой (непосредственный)
МЕТОДЫ:
- наблюдение и анализ педагогического процесса
- анализ продуктов детской деятельности
- изучение и анализ документации воспитателей и специалистов
- изучение и анализ методического оснащения
- анкетирование и тестирование воспитателей, родителей, детей
- итоговые занятия
24

- беседы
• Взаимоконтроль
МЕТОДЫ:
- оценка состояния оснащения групп, оформления образовательного пространства
- наставничество
- становление молодого специалиста
• Самоконтроль
МЕТОДЫ:
- отчет работника
- обобщение опыта работы
- оценка новых технологий
- изучение документации педагога
- привлечение педагога к организации различных форм методической работы, к
проведению планового контроля в ДОУ
• Инспектирование
МЕТОДЫ:
- проведение проверок, наблюдений, обследований
- изучение последствий принятых управленческих решений
- изучение результатов педагогической деятельности
ВИДЫ ИНСПЕКЦИОННОГО КОНТРОЛЯ:
- плановые проверки (тематические или комплексные)
- оперативные проверки (установление фактов и проверка сведений о нарушениях,
указанных в обращениях родителей воспитанников или других граждан, организаций;
урегулирование конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса)
- мониторинг (сбор, системный учет, обработка и анализ информации по
организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач
управления качеством образования)
Содержание контрольно-аналитической деятельности фиксируется в годовом плане
работы ДОУ.
Способом информирования общественности являются информационные стенды и
официальный сайт ДОУ.
Ожидаемые результаты.
1.Стабильный педагогический коллектив, который:
-поддерживает общую идею системного обновления образовательного процесса;
-стремится к достижению запланированных детским садом результатов;
-обеспечивает выход детского сада на уровень современных требований и повышение его
конкурентоспособности как дошкольного образовательного учреждения.
2.Рост количества педагогов, представляющих свой опыт на мастер – классах, открытых
мероприятиях, на семинарах, конференциях, конкурсах разного уровня, публикациях в СМИ;
3.Рост числа педагогов, разработавших авторские программы, методические пособия;
4.Увеличение числа воспитанников, участвующих в конкурсах, соревнованиях.
5.Рост удовлетворенности педагогов,
воспитанников и их родителей организацией
образовательного процесса в детском саду.
6.Создание творческой группы, которая реализует основные направления данной программы,
способствует обмену передовым педагогическим опытом и его распространению.
7.Включение педагогического состава в участие творческих групп, методических объединений,
обучающих семинаров района, направленных на практическое внедрение современных
образовательных технологий, интегрированных форм осуществления непосредственной
образовательной деятельности.
8.Совершенствование образовательного процесса, посредством проектных и игровых технологий.
9.Совершенствование функционирования общественно-государственных органов управления.
10.Осуществление контроля, качества выполнения планируемых направлений деятельности.
11.Создание системы оценки, качества результатов деятельности.
12.Обобщение полученных результатов и внесение необходимых изменений.
13.Повышение имиджа детского сада через достижения педагогов и воспитанников.
14.Ориентация детей и педагогов на успех.

25

Литература:
1. Виноградов В.Н. Программа развития образовательного учреждения как бизнес-план:
Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – СПб, 2006.
2. Гайнутдинов Р.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры управления и
экономики ИРО, Типичные ошибки и основные рекомендации по подготовке программы развития
ОУ. Москва- 2011г.
3. Каняшина О.А. Управление ДОУ в режиме развития.//Управление дошкольным
образовательным учреждением 2007, № 4 с.17-30
4. Климова С.М., Белых С.С. Концепция и программа развития муниципального дошкольного
образовательного учреждения: Методические рекомендации.- Сыктывкар, 2007 г.
5. Кудашова Т.Ф., Феденчук Е.В., Штекляйн С.Н. Проектирование программы развития
дошкольного образовательного учреждения.- Сыктывкар,2010 г.
6. Корепанова М.В. Программа развития ДОУ: Методические рекомендации: ТЦ Сфера, 2007.80 с.
7. Майер А.А.Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие.- М.:
ТЦ Сфера,2008 г.
8. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Детский сад Будущего: Методическое пособие.- М.: ТЦ
Сфера,2010 г.
9. Микляева Н.В.- Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология
составления, концепция/ М.:Айрис-пресс, 2006.
10. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Методическое
пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М. АРКТИ, 2006. -96 с.
11.
Управление
качеством
образовательного
процесса
в
дошкольном
образовательном учреждении. Фалюшина Л.И.:Пособие для руководителей ДОУ.-М.: АРКТИ,2003.
12. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение:
пособие для рук. и адм. Работников И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009. - 320 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».