Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 3 «Ромашка»
г. Палласовки Волгоградской области
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
Протокол № 1 от «29» августа 2023г.
УТВЕРЖДЕНА
Заведующий МКДОУ
«Детский сад №3 «Ромашка»
____________Е.Г. Лукьянова
Приказ № 129 от «29» августа 2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКОГО САДА № 3 «РОМАШКА»
Г. ПАЛЛАСОВКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
(МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка»)
2023 – 2024 учебный год
Палласовка, 2023г
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страница
1.
1.1
Пояснительная записка
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Цели и задачи воспитания
1.2
Основные направления воспитания
1.3
Целевые ориентиры результатов воспитания
1.3.1 Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к
трем годам)
1.3.2 Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения
освоения программы
2
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
РАЗДЕЛ
ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ
2.1
Уклад образовательной организации
3
4
4
5
9
9
9
11
11
15
17
19
21
2.5.3
2.5.4
2.5.5
3.
3.1
Воспитывающая среда образовательной организации
Общности образовательной организации
Задачи воспитания в образовательных областях
Формы совместной деятельности в образовательной
организации
Работа
с
родителями (законными представителями)
воспитанников
События образовательной организации
Организация предметно-пространственной среды
Социальное партнерство
Организационный раздел программы воспитания
Кадровое обеспечение
3.2
3.3
Нормативно-методическое обеспечение
Требования к условиям работы с особыми категориями детей
25
25
3.4.
Обеспечение методическими материалами и средствами
обучения и воспитания.
27
2.2
2.3
2.4
2.5
2.5.2
22
23
24
25
Пояснительная записка
2
Программа воспитания основана на воплощении национального
воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования,
нравственное (идеальное) представление о человеке.
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Основу воспитания составляют традиционные ценности российского
общества. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры,
формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к
поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и
единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство,
нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и
культурном развитии многонационального народа России.
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к
традиционным ценностям российского общества - жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколении, единство народов России..
5) Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании
воспитательной работы ДОУ, в соответствии с возрастными особенностями
детей.
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовнонравственного направления воспитания
Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе
социального направления воспитания.
Ценность познание лежит в основе познавательного направления
воспитания.
Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и
оздоровительного направления воспитания.
Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления
воспитания.
3
Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка, которые коррелируют с
портретом выпускника ДОУ и с традиционными ценностями российского
общества.
С учётом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается
ребёнок, в Программе воспитания находит отражение взаимодействие всех
субъектов воспитательных отношений. Реализация Программы воспитания
предполагает социальное партнерство ДОУ с другими учреждениями
образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в том числе
системой дополнительного образования детей.
Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Пояснительная записка не является частью рабочей Программы
воспитания в ДОУ.
1. Целевой раздел Программы воспитания
1.1 Цели и задачи воспитания
Целью воспитательной работы является - создание условий для
самоопределения и социализации воспитанников на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование удетей чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного
отношения
к
культурному
наследию
и
традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Современный национальный воспитательный идеал
– это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в
МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка» - личностное развитие воспитанников,
проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то
есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
4
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий
педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему
саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным
фактором успеха в достижении цели.
Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет
способствовать решение следующих основных задач:
• развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных,
эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного
развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными,
индивидуальными особенностями и склонностями;
• формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и
устойчивого
образа
жизни,
инициативности,
самостоятельности
и
ответственности, активной жизненной позиции;
• развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
• организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми,
взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и
идеалов, прав свободного человека; воспитание патриотических чувств, любви
к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества;
• воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных
видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры
народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
• объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на
основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества;
установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психологопедагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.
1.2 Основные направления воспитания
1. Патриотическое направление воспитания
1)
Цель
патриотического
направления
воспитания
– содействовать
формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры,
защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей
страны.
2) Ценности – Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у
него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране
– России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом
(гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к
своему народу.
5
3) Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
4) Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование
«патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих
предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям
нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); «патриотизма
защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у
детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины);
«патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в
благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные
каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и
порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем – на развитие всего своего
населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).
2. Духовно–нравственное направление воспитания
1) Цель духовно–нравственного направления воспитания – формирование
способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию,
индивидуально-ответственному поведению.
2) Ценности – жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно–нравственного
направления воспитания.
3) Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностносмысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в
детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение
социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах.
3. Социальное направление воспитания
1) Цель социального направления воспитания – формирование ценностного
отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения
находить общий язык с другими людьми.
2) Ценности – семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе
социального направления воспитания.
3) В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать все многообразие
социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща,
подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в
интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового отношения
ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного
воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная
инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях.
4) Важной составляющей социального воспитания является освоение ребенком
моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов,
способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и
воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет
глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам
человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения
6
усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных
представлений, формированием навыка культурного поведения.
4. Познавательное направление воспитания
1) Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности
познания.
2) Ценность – познание лежит в основе познавательного направления
воспитания.
3) В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает
все стороны воспитательного процесса и является непременным условием
формирования
умственных качеств личности, самостоятельности и
инициативности ребенка. Познавательное и духовно-нравственное воспитание
должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и
незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребенка.
4) Значимым является воспитание у ребенка стремления к истине, становление
целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально
окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
5. Физическое и оздоровительное направление воспитания
1) Цель физического и оздоровительного воспитания – формирование
ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение
элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности.
2) Ценности – жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее
охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к
жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического,
духовного и социального благополучия человека.
6. Трудовое направление воспитания
1) Цель трудового воспитания – формирование ценностного отношения детей к
труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду.
2) Ценность – труд лежит в основе трудового направления воспитания.
3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку
привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических,
умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление
приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к
осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении
трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои
действия.
7. Эстетическое направление воспитания
1) Цель эстетического направления воспитания – способствовать становлению у
ребенка ценностного отношения к красоте.
7
2) Ценности – культура, красота, лежат в основе эстетического направления
воспитания.
3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в
окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей
желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение
чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на
становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребенка.
Искусство делает ребенка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир,
способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка,
чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию
художественного вкуса.
Целевые ориентиры воспитания.
1) Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и
развития ребенка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде
целевых ориентиров как обобщенные «портреты» ребенка к концу раннего и
дошкольного возрастов.
2) В соответствии с ФГОС дошкольного образования оценка результатов
воспитательной работы не осуществляется, так как целевые ориентиры основной
образовательной программы дошкольного образования не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам).
Направление
воспитания
Ценности
Целевые ориентиры
Патриотическое
Родина, природа
Проявляющий привязанность к близким людям,
бережное отношение к живому
Духовнонравственное
Жизнь,
Способный понять и принять, что такое «хорошо» и
милосердие, добро «плохо».
Проявляющий сочувствие, доброту.
Социальное
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения
со стороны взрослых.
Проявляющий интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Способный к самостоятельным (свободным)
активным действиям в общении.
Познавательное
Познание
Проявляющий интерес к окружающему миру.
Любознательный, активный в поведении и
деятельности.
Физическое и
оздоровительное
Здоровье, жизнь
Понимающий ценность жизни и здоровья, владеющий
основными способами укрепления здоровья –
физическая культура, закаливание, утренняя
гимнастика, личная гигиена, безопасное поведение и
8
другое; стремящийся к сбережению и укреплению
собственного здоровья и здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям и
подвижным играм, стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые качества.
Трудовое
Труд
Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в доступных
трудовых действиях. Стремящийся к
результативности, самостоятельности,
ответственности в самообслуживании, в быту, в
игровой и других видах деятельности
(конструирование, лепка, художественный труд,
детский дизайн и другое).
Эстетическое
Культура и
красота
Проявляющий эмоциональную отзывчивость на
красоту в окружающем мире и искусстве. Способный
к творческой деятельности (изобразительной,
декоративно-оформительской, музыкальной,
словесно-речевой, театрализованной и другое).
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания
1.3.1. Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам)
1.3.2. Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения
программы
Направления
воспитания
Ценности
Целевые ориентиры
Патриотическое
Родина, природа
Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране – России,
испытывающий чувство привязанности к родному
дому, семье, близким людям.
Духовно–
нравственное
Жизнь,
милосердие,
добро
Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий и уважающий традиционные ценности,
ценности семьи и общества, правдивый, искренний,
способный к сочувствию и заботе, к нравственному
поступку.
Способный не оставаться равнодушным к чужому
горю, проявлять заботу; Самостоятельно
различающий основные отрицательные и
положительные человеческие качества, иногда
прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального
выбора.
Социальное
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Проявляющий ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и уважающий различия
между людьми.
Владеющий основами речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий
слушать и слышать собеседника, способный
9
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на
основе общих интересов и дел.
Познавательное
Познание
Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе
творческом.
Проявляющий активность, самостоятельность,
инициативу в познавательной, игровой,
коммуникативной и продуктивных видах
деятельности и в самообслуживании.
Обладающий первичной картиной мира на основе
традиционных ценностей.
Физическое и
оздоровительное
Здоровье, жизнь
Понимающий ценность жизни, владеющий
основными способами укрепления здоровья – занятия
физической культурой, закаливание, утренняя
гимнастика, соблюдение личной гигиены и
безопасного поведения и другое; стремящийся к
сбережению и укреплению собственного здоровья и
здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям и
подвижным играм, стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной
деятельности.
Имеющий представление о некоторых видах спорта и
активного отдыха.
Трудовое
Труд
Понимающий ценность труда в семье и в обществе на
основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности.
Проявляющий трудолюбие при выполнении
поручений и в самостоятельной деятельности.
Эстетическое
Культура и
красота
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в
быту, природе, поступках, искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ
2.1. Уклад МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка»
Основные характеристики МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка»
Уклад, в качестве установившегося порядка жизни ДОУ, определяет
мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной
деятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве
дошкольного образования.
Уклад МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка» - это её необходимый
фундамент, основа и инструмент воспитания. Уклад задает и удерживает
ценности воспитания для всех участников образовательных отношений:
10
руководителя образовательной организации, воспитателей и специалистов,
вспомогательного
персонала,
воспитанников,
родителей
(законных
представителей), субъектов социокультурного окружения образовательной
организации.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые
разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками,
родителями, педагогами и другими сотрудниками детского сада).
Уклад в детском саду направлен, прежде всего, на сплочение коллектива
детей, родителей и педагогов. Традиции помогают ребенку освоить ценности
коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат
прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Традиции и
события наполняют ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными
делами, создают атмосферу радости общения, коллективного творчества,
стремления к новым задачам и перспективам.
Целью деятельности МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка» является
создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного
возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства.
Миссия МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка» заключается в объединении
усилий ДОУ и семьи для создания условий, раскрывающих индивидуальность
ребенка и способствующих формированию компетенций, которые обеспечивают
ему успешность сегодня и в будущем.
Стратегия:
Формирование социальных компетенций личности обучающихся в
условиях сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социальной
сферы;
развитие
ресурсного,
материально-технического,
кадрового,
методического обеспечения образовательного процесса;
создание эмоционально комфортного климата в учреждении для всех
участников образовательных отношений;
повышение внутренней и внешней конкурентоспособности педагогов на
локальном, муниципальном и региональном уровне;
развитие системы дополнительного образования в разных формах и видах
деятельности детей;
реализация компетентностного подхода в образовательном процессе
МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка»;
формирование информационно-ресурсного фонда.
Выполнение данной стратегии обеспечивается за счет:
создания условий для повышения квалификации педагогических кадров;
создания системы морального и материального стимулирования
качественного профессионального труда;
создания системы дополнительного образования;
11
развития материально-технической базы учреждения.
К ценностям МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка» относятся:
информационная открытость, поддержка и сотрудничество всех
участников образовательных отношений;
профессионализм и высокое качество образовательных услуг;
единое образовательное пространство ДОУ, сформированное за счет
устойчивого социального партнерства;
возможностьреализациитворческогопотенциалавсехучастниковобразовате
льных отношений (результатами образовательной деятельности являются
успех и обучающихся и педагогов ДОУ, в том числе лауреаты и
победители конкурсов и соревнований различного уровня);
квалифицированные педагоги, работающие в инновационном режиме;
теплая и дружеская атмосфера.
Образ ДОУ, особенности, символика, внешний имидж.
При входе во двор есть баннер с названием детского сада «Ромашка».
Сайт ДОУ узнаваем, по опросам родительской общественности он
лаконичен, понятен, ярок, что дополняет имидж учреждения. Стабильная работа
сайта и информационная открытость существенно упрощают доступ к
информационным источникам о функционировании ДОУ участников
образовательных отношений. Социальные сети МКДОУ «Детский сад №3
«Ромашка» ведутся систематически. Страницы наполнены сообщениями о
жизни дошкольников в стенах детского сада. Праздники, досуги, занятия, летняя
оздоровительная кампания, утренники – все это освещается в социальных сетях,
которые активно читают родители (законные представители) нашего ДОУ.
Развивающаяся положительная имиджевая ситуация отражает такие
компоненты, как:
неизменно высокое качество образовательной Программы (чёткое
понимание целей образования и воспитания, высокий процент успешной
адаптации выпускников ДОУ в школе, формирование здорового образа
жизни, связь ДОУ с многообразными социальными партнерами);
эффективная организационная культура образовательного учреждения,
включающая
нормы,
ценности,
философию
государственнообщественного характера управления;
чёткое определение педагогическим коллективом миссии и концепции
образовательного учреждения;
комфортность среды образовательной организации (благоприятный
социально-психологический климат в коллективе и с другими участниками
образовательных отношений, целесообразная и вариативная насыщенная
развивающая среда учреждения)
положительно воспринимаемый корпоративный стиль деятельности
образовательного учреждения.
12
Отношения к воспитанникам, их родителям (законным
представителям), сотрудникам и партнерам МКДОУ
Событие – это единица воспитания. Это форма совместной деятельности
ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению
ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того
чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята,
раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него
общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести
воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.
Подлинно воспитательное событие всегда есть спроектированная
взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог
продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих
действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только
организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой
режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа,
общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и
подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в
соответствии с календарным планом воспитательной работы детского сада,
группы, ситуацией развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в детском саду возможно в следующих
формах:
разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное
конструирование, спортивные игры и др.);
проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими,
ровесниками, со взрослыми, с носителями воспитательно значимых
культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и
т.д.), профессий, культурных традиций народов России и Донского края;
создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы
с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для
детей из младшей группы и т.д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского общества.
Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей
группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с
каждым ребенком.
Ключевые правила МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка»
Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни
и отношений в детском саду, нормы и традиции, психологический климат
(атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы
взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми
друг с другом.
Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы
общения участников образовательных отношений в социальных сетях. Уклад
13
учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного,
недельного, месячного, годового цикла жизни детского сада. Для реализации
Программы воспитания уклад должен целенаправленно проектироваться
командой ДОУ и быть принят всеми участниками образовательных отношений.
Процесс проектирования уклада детского сада включает следующие шаги.
№ Шаг
Оформление
п/п
1
Определить ценностно-смысловое наполнение Устав МКДОУ «Детский сад
жизнедеятельности ДОУ
№3 «Ромашка»;
локальные акты;
правила поведения для детей и
взрослых;
внутренняя символика.
2
Отразить
сформулированное
ценностно- специфику организации видов
смысловое наполнение во всех форматах деятельности;
жизнедеятельности ДОУ:
обустройство развивающей
предметно-пространственной
среды;
организацию режима дня;
разработку традиций и
ритуалов и ДОУ;
праздник и мероприятия. ОП
ДОУ.
3
Обеспечить принятие всеми участниками
Требования к кадровому
образовательных отношений уклада ДОУ.
составу и профессиональной
подготовке сотрудников;
взаимодействие ДОУ с
семьями воспитанников;
социальное партнерство
ДОУ с социальным окружением;
договоры и локальные
акты.
Традиции и ритуалы, нормы этикета в ДОУ
Ритуалы и традиции способствуют развитию чувства сопричастности
сообществу людей, помогают ребенку освоить ценности коллектива,
прогнозировать дальнейшие действия и события. Поэтому мы считаем
необходимым введение ритуалов и традиций в жизнедеятельность детского сада.
Однако каждая традиция должна решать определенные воспитательные задачи и
соответствовать возрастным особенностям детей.
Каждая группа в ДОУ имеет свое название: «Веснушки», «Звездочки»,
«Светлячок», «Семицветик».
Два раза в месяц по средам для детей проводится «Веселый час» (таблица
№1).
Участие педагогов в городских и областных конкурсах педагогического
мастерства.
14
Каждую неделю по вторникам проводятся физкультурные досуги.
Традиционным является проведение мероприятий и праздников:
общественно–политических
праздников («День Победы», «День
защитника Отечества», «Международный женский день», «День
народного единства»);
сезонных праздников («Осенины», «Новый год», «Масленица»);
тематических мероприятий («День Здоровья», «День открытых дверей»,
«Неделя безопасности», «Книжкина неделя», «Театральная неделя»);
социальных и экологических акций («Открытка для ветерана»,
«Бессмертный полк», «Окна Победы», «Свеча памяти» «Кормушка для
птиц»)
Для детей проводятся:
- праздники (личные, групповые, на весь сад);
- «Веселые старты» (с участием родителей);
- спектакли (приезд театра /социального партнера/ в детский сад);
- участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
- посещение музеев города;
- проектная деятельность.
Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений,
оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиция - это периодически
повторяющиеся события, то, что перешло от одного поколения к другому, что
унаследовано от предшествующих поколений. Однако каждая традиция должна
решать определенные образовательные задачи и соответствовать возрастным
особенностям детей.
В нашем детском саду есть уже прочно сложившиеся традиции. Эти
традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями,
совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на
достижение определенной воспитательной цели. Каждая традиция проверена
временем.
2.2. Воспитывающая среда образовательной организации
Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в
укладе. Воспитывающая среда включает совокупность различных условий,
предполагающих возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в
процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества.
Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется
воспитывающей средой. Основными характеристиками воспитывающей среды
являются ее содержательная насыщенность и структурированность.
Воспитательная среда тесно связана с РППС и педагогическим коллективом
МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка». Они определяют:
Условия для формирования эмоционально-ценностного отношения
ребенка к окружающему миру, другим людям, себе.
Педагог предоставляет детям возможность рассказать о себе, выразить
собственные потребности и желания, воспитывает самоуважение и уверенность
15
в себе, подчеркивает достижения ребенка. Знакомит детей с их правами.
Обогащает представления детей о расширении форм поведения и действий
детей в ситуации взросления (помощь взрослым дома и в группе, сочувствие и
поддержка детей с ОВЗ в ДОО; забота и поддержка младших).
Педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами, их
выражением в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи. Анализирует
с детьми причины и события, способствующие возникновению эмоций,
рассматривает примеры из жизненного опыта детей, произведений литературы
и изобразительного искусства, кинематографа и мультипликации. Учит детей
понимать свои и чужие эмоциональные состояния, разговаривать о них,
демонстрирует примеры эмоциональной поддержки и адекватные возрасту
способы регуляции эмоциональных состояний.
Обогащает представления о семье, семейных и родственных отношениях:
члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Способствует
пониманию того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор
по телефону, посещения, совместный отдых), как проявляются в семье забота,
любовь, уважение друг к другу. Рассматривает проявления семейных традиций
и отношения к пожилым членам семьи. Обогащает представления детей о
заботе и правилах оказания посильной помощи больному члену семьи.
Условия для обретения ребенком первичного опыта деятельности и
поступка в соответствии с традиционными ценностями
российского общества.
Педагог воспитывает уважительное отношение к нашей Родине ‒ России.
Расширяет представления о государственных символах России ‒ гербе, флаге,
гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме.
Обогащает представления детей о том, что Россия ‒ большая
многонациональная страна, воспитывает уважение к людям разных
национальностей, их культуре. Развивает интерес к жизни людей разных
национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни,
традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности
детей (рисуют, играют, обсуждают). Уделяет особое внимание традициям и
обычаям народов, которые проживают на территории малой родины.
Обогащает представления детей о государственных праздниках: День
России, День народного единства, День Государственного флага Российской
Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День
защитника Отечества, День Победы, Международный женский день, Праздник
Весны и Труда, Всемирный день авиации и космонавтики. Знакомит детей с
содержанием праздника, с традициями празднования, памятными местами в
городе (поселке), посвященными празднику. Знакомит детей с яркими
биографическими фактами, поступками героев Отечества, вызывает
позитивный эмоциональный отклик и чувство гордости.
Педагог обогащает представления детей о малой родине: поддерживает
любознательность по отношению к родному краю; интерес, почему именно так
устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей, различных
объектов инфраструктуры); знакомит со смыслом некоторых символов и
16
памятников города (поселка), развивает умения откликаться на проявления
красоты в различных архитектурных объектах. Поддерживает проявления у
детей первичной социальной активности: желание принять участие в значимых
событиях, переживание эмоций, связанных с этими событиями.
Условия для становления самостоятельности, инициативности и
творческого взаимодействия в разных детско-взрослых и детскодетских общностях, включая разновозрастное детское сообщество.
Педагог поддерживает стремление ребенка быть членом детского
коллектива: иметь ближайшее окружение и предпочтения в общении;
стремиться к деловому сотрудничеству; учит в совместной деятельности
ориентироваться на свои возможности и сверстника. Способствует овладению
детьми умений совместной деятельности: принимать общую цель,
договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела
быть внимательными друг к другу, проявлять заинтересовать в достижении
результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям.
Поддерживает предотвращение и самостоятельное преодоление конфликтных
ситуаций, уступки друг другу, уточнения причин несогласия. Обогащает опыт
освоения детьми групповых форм совместной деятельности со сверстниками.
Педагог в совместной деятельности с детьми поощряет обсуждение и
установление правил взаимодействия в группе, способствует пониманию
детьми последствий несоблюдения принятых правил.
Расширяет представления о правилах поведения в общественных местах; об
обязанностях в группе. Обогащает словарь детей вежливыми словами (доброе
утро, добрый вечер, хорошего дня, будьте здоровы, пожалуйста, извините,
спасибо).
Развивает позитивное отношение к ДОО: поддерживает желание детей
соблюдать порядок и чистоту в группе, преобразовывать пространство в
зависимости от предстоящих событий (праздники, мероприятия), воспитывает
бережное отношение к пространству и оборудованию ДОО. Включает детей в
подготовку мероприятий для родителей, пожилых людей, младших детей в
ДОО. Поддерживает чувство гордости детей, удовлетворение от проведенных
мероприятий.
2.3 Общности образовательной организации: педагог - дети, родители
(законные представители) - ребёнок (дети), педагог - родители (законные
представители)
Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми,
основанной на разделяемых всеми ее участниками ценностных основаниях,
определяющих цели совместной деятельности.
В МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка» следует выделить следующие
общности: педагог – дети, родители (законные представители) – ребенок (дети),
педагог – родители (законные представители).
Ценности и цели профессионального сообщества, профессиональнородительского сообщества и детско-взрослой общности:
17
быть примером в формировании ценностных ориентиров, норм общения
и поведения;
побуждать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными
детьми внутри группы сверстников принимала общественную
направленность;
заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на
основе чувства доброжелательности;
содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить
проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать,
беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;
воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться
в
общество
сверстников
(организованность,
общительность,
отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);
учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят;
воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое
поведение.
Особенности организации всех общностей и их роль в процессе воспитания
детей. Профессионально-родительская общность включает работников МКДОУ
«Детский сад №3 «Ромашка» и всех взрослых членов семей воспитанников,
которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания
детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по
воспитанию ребенка в семье и в детском саду. Зачастую поведение ребенка
сильно различается дома и в детском саду. Без совместного обсуждения
воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в
дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и
полноценного развития и воспитания. Субъектом воспитания и развития детей
дошкольного возраста является детско-взрослая общность.
Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку
как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов
у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания
ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и
нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются
ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.
В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в
зависимости от решаемых воспитательных задач.
Особенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия
детей. В детском саду обеспечена возможность взаимодействия ребенка, как со
старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со
старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт
18
послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и
традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать
авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания
заботы и ответственности.
2.4 Задачи воспитания в образовательных областях
Для проектирования содержания воспитательной работы необходимо
соотнести направления воспитания и образовательные области. Содержание
рабочей программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС
ДО:
образовательная
область «Социально-коммуникативное развитие»
соотносится с патриотическим, духовно-нравственным, социальным и
трудовым направлениями воспитания;
образовательная область «Познавательное развитие» соотносится с
познавательным и патриотическим направлениями воспитания;
образовательная область «Речевое развитие» соотносится с социальным и
эстетическим направлениями воспитания;
образовательная
область «Художественно-эстетическое развитие»
соотносится с эстетическим направлением воспитания;
образовательная
область «Физическое развитие» соотносится с
физическим и оздоровительным направлениями воспитания.
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям
«Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро»,
«Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Это предполагает решение задач
нескольких направлений воспитания:
воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному
краю, своей стране;
воспитание
уважительного отношения к ровесникам, родителям
(законным представителям), соседям, другим людям вне зависимости от
их этнической принадлежности;
воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего
народа, к нравственным и культурным традициям России;
содействие становлению целостной картины мира, основанной на
представлениях о добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и
ложном;
воспитание
социальных чувств и навыков: способности к
сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения
соблюдать правила, активной личностной позиции;
создание условий для возникновения у ребенка нравственного, социально
значимого поступка, приобретения ребенком опыта милосердия и
заботы;
19
поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения
трудовой задачи;
формирование способности бережно и уважительно относиться к
результатам своего труда и труда других людей.
Решение задач воспитания в рамках образовательной области
«Познавательное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям
«Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает:
воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения
образования для человека, общества, страны;
приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и
достижениям родной страны, к культурному наследию народов России;
воспитание уважения к людям – представителям разных народов России
независимо от их этнической принадлежности;
воспитание уважительного отношения к государственным символам
страны (флагу, гербу, гимну);
воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного
края, родной страны, приобретение первого опыта действий по
сохранению природы.
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое
развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота»,
что предполагает:
владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе
правила и нормы культурного поведения;
воспитание отношения к родному языку как ценности, умения
чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на
правильном, богатом, образном языке).
Решение задач воспитания в рамках образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» направлено на приобщение детей к
ценностям «Культура», «Красота», «Человек», «Природа», что предполагает:
воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения,
любви) к различным объектам и явлениям окружающего мира
(природного, бытового, социокультурного), к произведениям разных
видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными
особенностями);
приобщение
к традициям и великому культурному наследию
российского народа, шедеврам мировой художественной культуры с
целью раскрытия ценностей «Красота», «Природа», «Культура»;
становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к
окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего
мира ребенка;
20
формирование целостной картины мира на основе интеграции
интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения
детьми;
создание условий для выявления, развития и реализации творческого
потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальности, поддержка
его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими
людьми (детьми и взрослыми).
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое
развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье»,
что предполагает:
формирование у ребенка возрастосообразных представлений о жизни,
здоровье и физической культуре;
становление эмоционально–ценностного отношения к здоровому образу
жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным играм,
закаливанию организма, к овладению гигиеническими нормами и
правилами;
воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных
и волевых качеств.
2.5 Формы совместной деятельности в образовательной организации
1. Работа с родителями (законными представителями).
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста
строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов
социокультурного окружения детского сада.
Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и
родителей (законных представителей), используемые в МКДОУ «Детский сад
№3 «Ромашка» в процессе воспитательной работы:
родительское собрание;
педагогические лектории;
родительские конференции;
круглые столы;
родительские клубы, клубы выходного дня;
мастер-классы.
2. События образовательной организации.
Событие предполагает взаимодействие ребенка и взрослого, в котором
активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта
переживания той или иной ценности. Событийным может быть не только
организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой
режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа,
общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского общества.
Это поможет каждому педагогу спроектировать работу с группой в целом, с
подгруппами детей, с каждым ребенком.
21
События в МКДОУ «Детский сад № 3 «Ромашка» проводятся в следующих
формах:
разработка и реализация значимых событий в ведущих видах
деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента,
совместное конструирование, спортивные игры и др.);
проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими,
ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых
культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т.
д.), профессий, культурных традиций народов России;
создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня
Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ
спектакля для детей из соседнего детского сада и т. д.).
3. Совместная деятельность в образовательных ситуациях.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей
формой организации совместной деятельности взрослого и ребенка по освоению
ООП ДО, в рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего
времени пребывания ребенка в МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка».
К основным видам организации совместной деятельности в образовательных
ситуациях в МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка» относятся:
ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация,
составление рассказов из личного опыта;
чтение художественной литературы с последующим обсуждением и
выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение
стихов наизусть;
разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды–
инсценировки;
рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр
видеороликов, презентаций, мультфильмов;
организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или
авторских, детских поделок и тому подобное);
экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому
подобное), посещение спектаклей, выставок;
игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и
другие);
демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный
пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение
(одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд).
2.6. Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
может предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся,
других участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию,
22
использованию в воспитательном процессе. Части среды, которые используются
в воспитательной работе:
знаки и символы государства, региона, населенного пункта и МКДОУ
«Детский сад №3 «Ромашка»;
компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и
другие особенности социокультурных условий, в которых находится
МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка»;
компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и
безопасность;
компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры
и совместной деятельности;
компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных
поколений, радость общения с семьей;
компоненты
среды,
обеспечивающие
ребенку
возможность
познавательного развития, экспериментирования, освоения новых
технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного
познания, формирующие научную картину мира;
компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность посильного
труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и
государства;
компоненты
среды, обеспечивающие ребенку возможности для
укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни,
физической культуры и спорта;
компоненты среды, предоставляющие ребенку возможность погружения
в культуру России, знакомства с особенностями традиций
многонационального российского народа.
Вся среда МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка» является гармоничной и
эстетически привлекательной.
2.7 Социальное партнерство
воспитательного
потенциала
социального
Реализация
партнерства
предусматривает:
участие представителей организаций–партнеров в проведении отдельных
мероприятий (дни открытых дверей, государственные и региональные,
праздники, торжественные мероприятия и тому подобное);
участие представителей организаций–партнеров в проведении занятий в
рамках дополнительного образования;
проведение на базе организаций–партнеров различных мероприятий,
событий и акций воспитательной направленности;
реализация
различных проектов воспитательной направленности,
совместно
разрабатываемых
детьми,
родителями
(законными
представителями) и педагогами с организациями–партнерами.
МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка» находится в «спальном» районе г.
Палласовка, что делает окружение размеренным и относительно спокойным.
23
МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка» сотрудничает с социальными
партнерами:
МКУК «Палласовская МЦБС – проводит совместные акции, экскурсии;
МКОУ СШ № 17 – проводит совместные мероприятия, экскурсии,
открытые уроки
Палласовский районный историко-художественный музей – экскурсии.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ
В основе процесса воспитания детей в МКДОУ «Детский сад №3
«Ромашка» лежат традиционные ценности российского общества. Особые
условия воспитания создаются для отдельных категорий обучающихся,
имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, дети с
ОВЗ, дети из социально уязвимых групп (дети из семей мигрантов и так далее),
одаренные дети и другие категории.
Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять
любого ребенка независимо от его особенностей (психофизиологических,
социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и
других) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Предполагаются следующие условия, обеспечивающие достижение
целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей:
1) направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с
особыми образовательными потребностями предоставляется возможность
выбора деятельности, партнера и средств; учитываются особенности
деятельности, средств ее реализации, ограниченный объем личного опыта детей
особых категорий;
2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребенка с
особыми образовательными потребностями, с учетом необходимости развития
личности ребенка, создание условий для самоопределения и социализации детей
на основе социокультурных, духовно–нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения;
3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию
особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их
индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального
благополучия;
4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных,
подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и
образовательных потребностей ребенка; речь идет не только о физической
доступности, но и об интеллектуальной, когда созданные условия воспитания и
применяемые правила должны быть понятны ребенку с особыми
образовательными потребностями;
5) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания
ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
24
3.1 Кадровое обеспечение
В реализации Программы воспитания в ДОУ принимает участие весь
педагогический коллектив, укомплектованный согласно штатному расписанию.
Воспитатели, осуществляют образовательный процесс в течение всего времени
пребывания детей в детском саду. Старший воспитатель осуществляет
планирование,
контроль,
методическое
сопровождение
организации
мероприятий с участниками образовательных отношений.
Музыкальный руководитель осуществляет развитие детей по музыкальному
воспитанию. 43% педагогов имеют высшую и первую квалификационную
категорию, повышают профессиональный уровень через различные формы
обучения:
КПК,
семинары,
вебинары,
мастер-классы,
практикумы,
распространении педагогического опыта. В ДОУ созданы условия для
совместного, конструктивного сотрудничества, освоения новых технологий. В
рамках договора о сотрудничестве к проведению мероприятий могут быть
привлечены
представители
данных
учреждений.
Кадровый
состав
педагогического коллектива МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка»
укомплектован педагогическими кадрами на 100%.
Педагоги дошкольного учреждения являются активными участниками
семинаров, конференций, методических объединений, становятся победителями
и лауреатами конкурсов, фестивалей, разного уровня.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Перечень локальных нормативных актов ДОУ, в которые вносятся
изменения в связи с утверждением рабочей Программы воспитания:
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа
дошкольного образования МКДОУ «Детский сал №3 «Ромашка»
должностные инструкции педагогических работников, отвечающих за
организацию воспитательной деятельности в ДОУ,
план работы на учебный год,
правила внутреннего распорядка обучающихся в МКДОУ «Детский сал
№3 «Ромашка»
документы, регламентирующие воспитательную деятельность в ДОУ
(штатное расписание, обеспечивающее кадровый состав, реализующий
воспитательную деятельность в ДОУ.
Вся информацию размещается на сайте детского сада в установленные
сроки.
3.3 Требования к условиям работы с особыми категориями детей
Цель КРР и (или) инклюзивное образование направлено на обеспечение
коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы),
включая детей с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказание им
квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее
развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной
адаптации. КРР объединяет комплекс мер по психолого-педагогическому
сопровождению
обучающихся,
включающий
психолого-педагогическое
25
обследование, проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, а также 26 мониторинг динамики их развития. КРР
осуществляют педагог-психолог и учитель-логопед.
Задачи КРР:
Определение ООП обучающихся, в том числе с трудностями освоения
Федеральной программы и социализации в ДОУ;
своевременное выявление обучающихся с трудностями социальной
адаптации, обусловленными различными причинами;
осуществление
индивидуально
ориентированной
психологопедагогической помощи обучающимся с учётом особенностей их
психического и (или) физического развития, индивидуальных
возможностей и потребностей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии
или
психологопедагогического консилиума образовательной организации (далее - ПИК);
оказание
родителям
(законным
представителям)
обучающихся
консультативной психолого-педагогической помощи по вопросам развития
и воспитания детей дошкольного возраста;
содействие поиску и отбору одаренных обучающихся, их творческому
развитию;
выявление детей с проблемами развития эмоциональной и
интеллектуальной сферы;
реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по
ослаблению, снижению или устранению отклонений в развитии и проблем
поведения.
МКДОУ «Детский сал №3 «Ромашка» готово принять любого ребёнка
независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных,
психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и других) и
обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
В ДОО созданы особые условия воспитания для отдельных категорий
обучающихся, имеющих особые образовательные потребности. В ДОО нет
категории детей с ОВЗ – при появлении ребенка, имеющего статус
подтвержденный документально для него создаются равнозначные условия с
учетом его индивидуальности:
1) возможность выбора деятельности, партнера и средств; учитываются
особенности деятельности, средств её реализации, ограниченный объем личного
опыта детей особых категорий;
2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с
особыми образовательными потребностями, с учётом необходимости развития
личности ребёнка, создание условий для самоопределения и социализации детей
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения;
3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию
особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их
индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального
благополучия;
26
4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных,
подвижных и статичных форм активности с учётом особенностей развития и
образовательных потребностей ребёнка;
5) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания
ребёнка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Для реализации Программы используется следующее средства обучения и
программно - методическое обеспечение:
Технические средства обучения:
Компьютер;
ноутбук;
проектор;
музыкальный центр;
интерактивная стена;
интерактивная песочница.
Печатные демонстрационные пособия:
Игротека речевых игр.
Картотека речевых игр.
Карточки по формированию слоговой структуры слова.
Сюжетные картины по развитию связной речи.
Картотека пальчиковой гимнастики.
Картотека артикуляционной гимнастики.
3.4. Обеспечение методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей
детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,
1985.
Грамматические игры в детском саду: Методические рекомендации в
помощь воспитателям дошкольных учреждений / Сост. Г.И. Николайчук. –
Ровно, 1989.
Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.:
Просвещение, 1993.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение,
1985.
Литература и фантазия / Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992.
Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного
возраста. – М.: 1987.
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред.
О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1966.
Скажи по-другому / Речевые Иры, упражнения, ситуации, сценарии / Под
ред. О.С. Ушаковой. – Самара, 1994.
27
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.:
Просвещение, 1991.
Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В.А.
Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. – М.: Просвещение, 1993.
Гриценко З. Пришли мне чтения доброго…: Методические рекомендации
по детской литературе для работающих с детьми 4-6 лет. – М., 1997.
Гурович Л., Береговая Л., Логинова В. Ребенок и книга. – СПб., 1996.
Крылова Н., Иванова В. Несколько советов педагогу. // Дошкольное
воспитание. – 1994. - № 6.
Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: Сфера, 1998.
Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой. – М., 2010.
Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой. – М., 2010.
Гризик Т. Познавательное развитие детей 4-5 лет. – М., 1997.
Дьяченко О.М. Понимаете ли вы своего ребенка? Советы психолога: Кн. для
родителей
. – М.: просвещение, Учебная литература, 1996
28
29