Пояснительная записка
Учебный план МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка» на 2024-2025гг.
разработан на основании нормативных документов:
• Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании
Российской Федерации»;
• Письмо «О гигиенических требованиях, о максимальной нагрузке на детей
дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г.
№ 65/23-16;
• Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания,
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
• Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и или) безвредности для человека факторов и среды обитания»;
• Приказ Минпросвещения РФ от 31.07. 2020г. № 373 « Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основны общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования»;
• Постановление от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил
противопожарного режима в Российской Федерации».
• Приказ Министерства образования и Науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 « Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
• Письмо Министерства Образования и Науки РФ Миннауки России
Департамента общего образования 28.02. 2014г. № 08-249 «Комментарии к
ФГОС ДО»;
• Приказ Минпросвещения РФ от 25.11.2022г. №1028 «Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования».
• Образовательная программа МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка»;
• Устав МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка».
Концептуальные основания (принципы формирования) учебного плана:
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
• Принцип научной обоснованности и практической применимости;
• Принцип соответствия критериям полноты, достаточности, необходимости;
• Принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной
деятельности, форм работы с детьми в соответствии с возрастными
особенностями
воспитанников,
спецификой
и
возможностями
образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при организации
режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования;
• построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей
дошкольников, используя разные формы работы с детьми.
Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана.
Фундамент образовательного процесса составляет образовательная
программа дошкольного образования (далее – Программа), разработанная и
утвержденная в ДОУ.
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации образовательной
программы определяются ФГОС дошкольного образования, федеральной
образовательной программой дошкольного образования, Уставом ДОУ,
приоритетного направления ДОУ, с учетом регионального компонента, на
основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности,
потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное
образовательное учреждение.
В учебном плане устанавливается соотношение между инвариантной
(обязательной) частью и вариативной (модульной) частью, формируемой
дошкольным образовательным учреждением:
- инвариантная (обязательная) часть - не менее 60 % от общего нормативного
времени, отводимого на освоение образовательных программ дошкольного
образования.
- вариативная (модульная) часть - не более 40 % от общего нормативного
времени, отводимого на освоение образовательных программ дошкольного
образования.
Эта
часть
Учебного
плана,
формируемая
дошкольным
образовательным учреждением, обеспечивает вариативность образования,
отражает специфику дошкольного образовательного учреждения, позволяет
более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги.
Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на
развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями
особенностями
воспитанников,
спецификой
и
возможностями образовательных областей.
Учебный год (образовательный период) начинается с 1 сентября и
заканчивается 31мая 2025г. Детский сад работает в режиме пятидневной
рабочей недели, обеспечивая 10 часовое пребывание обучающихся.
В
МКДОУ
функционируют
группы
общеразвивающей
направленности, общее количество воспитанников в 2024– 2025 учебном
году – 115 дошкольников; из них 4 группы общеразвивающей
направленности.
Продолжительность организованной непосредственно организованной
образовательной
деятельности:
• для детей от 2 до 3 лет – 10 минут,
• для детей от 3 до 4 лет – 15 минут,
• для детей от 4 до 5 лет – 20 минут,
• для детей от 5 до 6 лет – 25 минут,
• для детей от 6 до 7 лет – 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой
половине дня:
• в младшей группе не превышает 30 минут (отсутствуют занятия после
дневного сна);
• в средней группе не превышает 40 минут (отсутствуют занятия после
дневного сна);
• в старшей группе – 50 или 75 минут (при организации 1занятия после
дневного сна);
• в подготовительной группе не превышает 90 минут, в том числе после
дневного сна.
В середине образовательной деятельности статического характера
проводятся физкультурные минутки, динамические паузы. Перерывы между
периодами ОД – не менее 10 минут. В группах старшего дошкольного
возраста 2 дня в неделю (вторник, пятницу) по одному виду организованной
образовательной деятельности проводится во второй половине дня после
дневного сна.
Начало и окончание образовательных программ для детей всех
возрастов:
Начало – 08.00;
Окончание не позднее 17.00.
Утренняя гимнастика
- для детей всех возрастов не менее 10 минут.
Дневной сон
- для детей от 1-3 лет - не менее 3 час.
- для детей 4-7 лет – 2.30 мин.
Прогулка для всех возрастов не менее 3 час.
Образовательная
деятельность,
требующая
повышенной
познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в
первую половину дня, в дни с наиболее высокой работоспособностью детей.
В образовательном процессе используется интегрированный подход,
который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды
детской деятельности.
Структура образовательного процесса
МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка»
1.Утренний образовательный блок продолжительностью с 7.30 до
9.00 часов, включает в себя:
• Совместную деятельность воспитателя с ребенком;
• Свободную самостоятельную деятельность детей.
2.Развивающий блок представляет собой организационное обучение, в
форме организованной образовательной деятельности.
• Продолжительность с 9.00 до 10.25 часов.
3.Вечерний блок продолжительностью 15.30 – 18.00 часов, включает в
себя:
• Деятельность детей в объединениях по интересам/ индивидуальную
работу;
• Самостоятельную деятельность ребенка и его совместную
деятельность с воспитателем.
Структура образовательного процесса
1.Утренний образовательный блок продолжительностью с 7.00 до 9.00
часов, включает
в себя:
• Совместную деятельность воспитателя с ребенком;
• Свободную самостоятельную деятельность детей.
2.Развивающий блок представляет собой организационное обучение, в
форме
организованной образовательной деятельности.
• Продолжительность с 9.00 до 10.10 часов. ОД проводятся по
подгруппам ( младшая
– от 1.6 лет до четырех; старшая подгруппа от пяти до семи лет).
3.Вечерний блок продолжительностью 15.30 - 17.00 часов, включает в
себя:
• Деятельность детей в объединениях по интересам/ индивидуальную
работу;
• Самостоятельную деятельность ребенка и его совместную
деятельность с воспитателем.
Организационное обучение в форме образовательной
деятельности.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного
возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна.
Ее продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине
организованной образовательной деятельности статического характера,
проводятся физкультурные минутки.
Образовательная
деятельность,
требующая
повышенной
познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в
первую половину дня.
Форма организации занятий: подгрупповая и фронтальная, в игровой
форме.
Организованная образовательная деятельность по физическому
развитию детей в возрасте от 2 до 7 лет организуется 3 раза в неделю. Один
раз в неделю, в течении года, для детей 3-7 лет организовываются занятия по
физическому развитию детей на открытом воздухе.
Структура учебного года
Учебный план предусматривает реализацию образовательной
программы дошкольного образования, состоящей из обязательной части и
части, формируемой участниками образовательного процесса, в полном
режиме дня (10,5 - часового пребывания).
• Организационные занятия начинаются с 1 сентября 2024г.
• Начало учебного года с 01 сентября 2024г. по 31 мая 2025г.
• С 16.09.2024 по 27.09.2024г. – проводится оценка индивидуального
развития детей педагогическим работником в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста,
связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в
основе их дальнейшего планирования).
• 01.12.2025 - 09.01. 2025г. – новогодние каникулы. Во вторую неделю
января организуются недельные каникулы (согласно СанПиН 2.4.1.3049-13),
во время которых проводится организованная образовательная деятельность
только физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла.
Периоды проведения мониторинговых процедур
• Педагогическая диагностика динамики эффективности реализации
ОП ДО: 16 – 27 сентября 2024г.; 12-23 мая 2025г.
• Оценка сформированности учебной готовности выпускников - май
2025г.
• Анкетирование родителей по удовлетворенности качеством
образовательной деятельности в ДОУ - апрель 2025г.
В подготовительной группе от 6 до 8 реализуется программа
финансовой грамотности. В подготовительной группе учителем – логопедом
по ЗКР проводится занятие 1 раз неделю.
В образовательном процессе используется интегрированный подход,
который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды
детской
деятельности.
Организация
жизнедеятельности
ДОУ
предусматривает как организованные педагогами совместно с детьми формы
детской деятельности (ООД, развлечения, кружки), так и самостоятельную
деятельность детей. Режим дня и сетка занятий соответствуют виду и
направлению ДОУ.
Парциальные программы являются дополнением к основной
общеобразовательной программе и составляют не более 40% учебной
нагрузки. В программу ДОУ включены следующие парциальные программы:
- программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3-8 лет
«Цветные ладошки» (автор Лыкова И.А.);
- программа М. Д. Маханевой, О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам
русской народной культуры»;
-программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»/
Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева/;
- программа «Ладушки» /автор И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева/;
- программа «Мы» /авторы: Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова,
ТА. Виноградова/;
- программа дифференцированные занятия по физической культуре /автор
М.А. Рунова/.
Создана система работы по использованию регионального компонента
(программа гражданско-патриотической направленности «Воспитание
маленького волжанина» \под редакцией Е.С. Евдокимовой). Задачи решаются
интегрировано в ходе реализации задач всех образовательных областей в
разных формах взаимодействия с детьми (ООД, совместная деятельность,
проектная деятельность).
В дни каникул занятий нет. С детьми проводятся развлечения, игры,
игры – эстафеты, игры – забавы, совместная деятельность педагогов и
воспитанников.
В летний период занятия не проводятся. В это время увеличивается
продолжительность прогулок, проводятся спортивные и подвижные игры,
спортивные праздники, развлечения, экскурсии и т.д.
Учебный план на 2024-2025 учебный год
МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка»
№ Образовательные области
(вид деятельности)
Количество образовательных ситуаций и ООД в неделю
2-ая
Средняя
Старшая
Подготовительн
младшая
группа
группа
ая группа
группа
Базовая часть
Физическое развитие
(двигательная деятельность)
Физическая культура в зале
1
1
2
Физическая культура на улице
1
1
1
2 Речевое развитие
(коммуникативная
деятельность)
Развитие речи
1
1
2
1
Подготовка
к
обучению
грамоте
Художественная литература
2
-
-
1
1
0,5
0,5
в режиме
в режиме
Художественно-эстетическое развитие
(изобразительная деятельность)
3
4
2
1
Рисование
0,5
0,5
0,5
0,5
Лепка
0,5
0,5
0,5
0,5
Аппликация
0,5
0,5
0,5
0,5
Конструирование
0,5
0,5
0,5
0,5
Музыка
2
2
2
2
Познавательное развитие
(познавательно - исследовательская деятельность)
Математическое и сенсорное 1
развитие (ФЭМП);
и экспериментируем
Исследование
объектов 1
природы.
Познание
предметного и социального
мира, освоение безопасного
1
1
1
2
2
2
5
поведения
Социально-коммуникативное
развитие (ОБЖ, труд)
«Уроки добра»
0,5
0,5
0,5
0,5
-
-
0,5
0,5
Количество занятий в неделю
10
11
14
14
Количество занятий в год
360
396
504
504
Регламентирование
образовательного процесса
2-ая
младшая
группа
10
Старшая
группа
Подготовительна
я группа
11
14
14
15 мин
20 мин
25 мин
30 мин
Максимальное количество ОД в
течение недели
Продолжительность ОД
Объем недельной нагрузки по
образовательно деятельности
2
часа
мин
Оздоровительная работа
Средняя
группа
30 3 часа 20
мин
2-ая
младшая
группа
5 часов 25 7 часов
мин
Средняя
группа
Утренняя гимнастика
Старшая
группа
Подготовительная
группа
ежедневно
Комплексы
закаливающих
процедур
Гигиенические процедуры
ежедневно
ежедневно
Максимально допустимый объем ученой нагрузки на ребенка
в организованных формах воспитательно-образовательной работы
Возраст
детей
3–4
года
4–5
лет
5–6
лет
6-8
лет
Длительность условного
учебного часа
15 мин
20 мин
25 мин
30 мин
Количество ООД в неделю
10
11
14
14
Планирование работы на летний оздоровительный период
Основная цель работы в летний оздоровительный период: создание
максимально эффективных условий для организации оздоровительной
работы
и
познавательного
интереса,
творческих
способностей
воспитанников.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ НА
ЛЕТНИЙ ПЕРИОД (согласно ФОП ДО и ФГОС ДО).)
Задачи работы с детьми:
«Физическое развитие»:
• Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей
организма, развивать двигательные и психические способности,
способствовать формированию положительного эмоционального состояния.
• Всесторонне совершенствовать физические функции организма.
• Повышать работоспособность детского организма через различные формы
закаливания.
•Формировать интерес и потребность в занятиях физическими
упражнениями.
• Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия
для демонстрации двигательных умений каждого ребенка.
• Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма.
«Художественно-эстетическое развитие»
• Закреплять и углублять музыкальные впечатления, полученные в течение
года.
• Поддерживать инициативу детей в импровизации.
• Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка.
• Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать
детей положительными эмоциями.
•Совершенствовать
исполнительские
умения
детей
в
создании
художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и
танцевальные импровизации.
• Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со
сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.
• Приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение
видеть мир глазами творца-художника.
• Предоставить свободу в отражении доступными для ребенка
художественными средствами своего видения мира.
• Развивать умения передавать настроение, состояние, отношение к
изображаемому, экспериментировать с различными видами и способами
изображения.
• Создавать максимальную свободу для проявления инициативы и
необходимое для этого физическое и психологическое пространство.
«Познавательное развитие»
• Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к
узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего
развития ребенка представления о ней, прививать навыки активности и
самостоятельности мышления.
• Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов
чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать
различные элементы окружающего мира.
• Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей
природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
«Речевое развитие»
• Развивать самостоятельное речевое творчество, учитывая индивидуальные
способности и возможности детей.
• Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым
явлениям.
• Способствовать проявлению субъектной позиции ребенка в речевом
общении со
взрослыми и сверстниками.
«Социально-коммуникативное развитие»
• Развивать игровую деятельность воспитанников;
• Приобщение к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми;
• Продолжать работу по формированию семейной, гражданской
принадлежности, патриотических чувств;
• Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к
собственному труду, труду других людей, его результатам;
• Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира
природы ситуациях и способах поведения в них.
Задачи работы с педагогами:
• Повышение компетентности педагогов в вопросах организации летней
оздоровительной работы.
• Обеспечение методического сопровождения для планирования и
организации летнего отдыха.
Задачи работы с родителями:
• Повышение компетентности родителей в вопросах организации летнего
отдыха детей.
• Привлечение семей к участию в воспитательном процессе на основе
педагогики сотрудничества.
• Осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по
вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
Ожидаемые результаты:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников;
• повышение уровня экологической культуры воспитанников (развитие
экологического — гуманного, природоохранного, осознанно-бережного
отношения к природе);
• повышение уровня коммуникативных способностей детей;
• повышение эффективности в работе с родителями по вопросам ЗОЖ;
• активизация познавательных интересов детей к трудовой деятельности в
природе.
• ежедневно во всех группах планируются наблюдения в уголке природы;
чтение
художественной литературы; проведение подвижных, сюжетно-ролевых,
строительных, дидактических игр; воспитание культурно-гигиенических
навыков.
• Один раз в неделю (пятница) планируется развлечение: литературное,
музыкальное, спортивное и т.д., по усмотрению воспитателя.
7-30 – 8-30
Режим организации жизни детей в летний оздоровительный период
Приём детей. Осмотр. Игры. Оздоровительная работа: гимнастика, бег на
выносливость, точечный массаж.
8-30 – 8-50
Подготовка к завтраку. Завтрак. Оздоровительная работа: полоскание рта.
8-50 – 9-45
Подготовка к занятиям: 2 раза в неделю физкультурные занятия, развлечения.
9-45 – 10-10
Подготовка ко второму завтраку. Второй завтрак.
10-05 –12:00
Оздоровительная работа: дыхательная гимнастика. Подготовка к прогулке.
Прогулка. Игры. Наблюдения. Оздоровительная работа: бег, хождение
босиком.
9-30 – 10-00
Воздушные процедуры, солнечные процедуры.
11-30 –12-10
Возвращение с прогулки, водные процедуры: обливание ног.
12-30 – 13-05
Подготовка к обеду. Обед. Оздоровительная работа: полоскание рта,
промывание носа.
13-05 – 15-30
Подготовка ко сну. Сон.
15-30 –15-50
Подъём детей. Оздоровительная программа: гимнастика, влажное обтирание
шеи, рук, лица.
15-50 –16-30
Подготовка к полднику. Полдник.
17-00 – 18.00
Подготовка к прогулке. Прогулка. Игры.
До 18.00
Уход домой