Программа развития ДОО
01.04.2024
Программа развития
ДОО
1.
Актуальность,
новизна программы развития
Современное
образование находится на новом этапе развития – идёт его модернизация. Очевидно,
что сегодня в условиях современного образования каждое дошкольное учреждение
должно, поддерживать свою конкурентоспособность, занимая, таким образом, свою
индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. Такие качества как
формирование креативных и социальных компетентностей, готовности к переобучению
востребованы целыми творческими коллективами, которые постоянно совершенствуют
свое профессиональное мастерство, проявляя инициативность, способность
творчески мыслить и находить нестандартные решения, доказывая, таким образом,
свою, необходимость.
Реализация
основных направлений развития системы дошкольного образования невозможна без
ключевых общесистемных изменений в дошкольном учреждении. Содержание
образования сегодня направлено не только на приобретение знаний воспитанниками,
но и на развитие личности, где ребёнок выступает как субъект разнообразных
видов детской деятельности в условиях самореализации в окружающем мире,
развитие его познавательных и созидательных способностей. Ориентация на ребёнка
и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих
гармоническое развитие личности каждого ребёнка и сотрудника, мотивация на
эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса на
дифференцированной основе. Необходимость разработки данной программы
обусловлена не только рядом причин указанных выше. Становится объективным
появление новой модели ДОУ, пересмотр управления системой образования, в
воспитательно-образовательном процессе, в научно-методической,
опытно-экспериментальной деятельности учреждения. Разработка содержания работы
дошкольного образовательного учреждения потребовала по-новому подойти к его
отбору с учётом природно-климатических, экологических, экономических,
социальных, культурно-ценностных особенностей деревни, в которой живут дети.
Статус Программы
развития: нормативный стратегический документ дошкольного
образовательного учреждения, в котором отражаются цель и комплекс мероприятий,
направленных на решение задач при переходе в инновационный режим
жизнедеятельности и принявший за основу программно-целевую идеологию развития.
Назначение Программы развития:
быть средством интеграции и мобилизации всего коллектива дошкольного
образовательного учреждения на достижение целей развития, перехода на более
качественный уровень образовательной деятельности.
2.
Четкость
целеполагания, соответствие цели, задач, ожидаемым результатам программы
развития
Цель
программы:
Повышение
качества образования в ДОУ через создание в детском саду системы интегративного
образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное
образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного
физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в
школе.
Задачами
Программы являются:
1.Совершенствование
предметно-пространственной среды МКДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
2.Совершенствование
содержания и технологий образования дошкольников, в том числе
информационно-коммуникационных.
3.Повышение
профессиональной компетентности педагогов.
4.Обеспечение
интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка в разных видах
деятельности.
5.Внедрение проектов в
образовательную деятельность в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников. 6.Использование возможностей сетевого
взаимодействия и интеграции в образовательном процессе.
7. Развитие системы управления
ДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с
детским садом.
Ожидаемые
результаты (социально экономические эффекты) реализации программы
1. Снижение
роста заболеваемости, через мероприятия направленные на оздоровление и
укрепление детского организма. Снижение роста числа детей нуждающихся в услугах
логопеда и детского психолога. Системное взаимодействие с учреждениями
образования, здравоохранения, культуры с целью повышения качества образования.
2. Оптимизирование
процесса воспитания и обучения дошкольников. Формирование общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств воспитанников.
3. Информирование
процесса образования:
- пополнение информации на сайте
детского сада, для возможности качественного предоставления услуг в электронной
форме. Активизация использования в образовательном процессе интерактивных
технологий и электронных образовательных ресурсов. Рост числа педагогов,
освоивших современные образовательные технологии. Рост числа педагогов, прошедших
обучение на курсах до 100 %. Приведение в соответствие с ФГОС учебных программ.
4. Обеспечение
открытого информационного пространства учреждения. Увеличение количества
родителей, активно участвующих в образовательном процессе до 80%. Повышение
уровня педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания и развития
детей.
Вывод:
Цели и задачи соответствуют ожидаемым результатам.
3.
Соответствие
направление работы ДОО программе развития
Приоритетными
направлениями работы в МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка» являются:
- физкультурно-оздоровительная работа с
дошкольниками;
-
художественно-эстетическое развитие детей.
Приоритетные направления развития
Концептуальной идеей Программы развития является
установка, что каждый ребенок – успешный дошкольник. Успешность выпускника
дошкольного учреждения предполагает личностную готовность его к школе и
выражается во «внутренней позиции школьника» (то есть готовности ребенка
принять новую социальную позицию и роль ученика), включающей сформированность
мотивации на успешность в учебе и дальнейшей жизни, начальных ключевых
компетентностей и универсальных учебных действий.
При разработке
стратегии развития МКДОУ «Детского сада № 3 «Ромашка» была определена
перспектива деятельности коллектива:
- приоритет ребенка. Ценность качества
образовательного процесса для ДОУ напрямую связана с ценностью ребенка.
Стремление построить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными
потребностями и возможностями ребенка означает, с одной стороны, бережное
отношение к ребенку (его здоровью, интересам, возможностям), с другой стороны,
создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе.
Такими условиями в ДОУ выступают вариативность образовательных программ,
использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное
развитие в образовательном процессе, позитивная социально-психологическая
атмосфера воспитательной работы;
- качество дошкольного образования. Эта
ценность определяется предоставлением возможности выбора для ребенка
индивидуального образовательного плана на основе разнообразия содержания, форм
и методов работы с детьми; обеспечением социальной защиты ребенка; гарантией
достижения каждым ребенком необходимого уровня подготовки для успешного обучения
в начальной школе.
- преемственность
дошкольного и начального школьного образования. Предполагает дальнейшее
развитие контактов ДОУ со школой с целью обеспечения преемственности
образования, развития детей и интеграции дошкольного образования в образовательное
пространство города.
- компетентность
(профессионально-педагогическая) – это системное понятие, которое определяет
объем компетенций, круг полномочий в сфере профессионально-педагогической
деятельности. В более узком понимании под профессионально-педагогической
компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в
системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога,
позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность.
Вывод:
Направление
работы ДОО соответствуют направлениям программы развития. Стремление построить
образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и
возможностями ребенка означает, с одной стороны, бережное отношение к ребенку
(его здоровью, интересам, возможностям), с другой стороны, создание оптимальных
условий для его развития в образовательном процессе.
4.
Соответствие программы развития с учетом этнокультурной
составляющей
Этнокультурная
составляющая (национально-региональный компонент)
предусматривает реализацию
следующих направлений деятельности дошкольного учреждения:
·
приобщение к истокам национальной
культуры народов, населяющих
Россию.
·
предоставление каждому ребёнку
возможность обучения и воспитания на родном языке,
·
формирование у детей основ нравственности на
лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;
·
ознакомление с историей, географией
России, расширение знаний детей о своём родном крае (о малой родине). Создание
благоприятных условий для воспитания толерантной личности — привития любви и
уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;
·
ознакомление с природой родного края,
формирование экологической
культуры.
Процесс
ознакомления детей с национальной культурой осуществляется в
различных видах детской
деятельности:
·
социализация: игровая деятельность (игры
с куклами в национальных костюмах, дидактические, театрализованные игры);
·
физическая культура: народные подвижные
игры;
·
познание: (формирование целостной картины
мира): экскурсии в краеведческий музей. На базе детского сада создан мини-музей
«Русская изба, где дети знакомятся с историей родного края, приобщаются к его
культуре, общечеловеческим ценностям. Все это помогает заложить в детях
фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и
индивидуальности.
Художественное
творчество: (приобщение к искусству):
·
организация выставок изделий
национального декоративно-прикладного творчества;
·
художественная литература: чтение
произведений русских поэтов и
писателей, устное
народное творчество (потешки, колыбельные, загадки, пословицы, поговорки и
др.);
· музыка:
знакомство с творчеством классиков русской музыкальной культуры, искусства,
организация театрализованной деятельности, народных праздников, ознакомление с
народными мелодиями, песнями, музыкой, музыкальными инструментами, танцами,
танцевальными движениями.
5.
Проработанность
измерителей реализации программы развития, в том числе удовлетворенности детей
и их родителей
Перспектива новой модели учреждения предполагает:
Ожидаемые
результаты.
1.Стабильный
педагогический коллектив, который:
-поддерживает общую идею системного обновления
образовательного процесса;
-стремится к достижению
запланированных детским садом результатов;
-обеспечивает выход
детского сада на уровень современных требований и повышение его
конкурентоспособности как дошкольного образовательного учреждения.
2.Рост количества
педагогов, представляющих свой опыт на мастер – классах, открытых мероприятиях,
на семинарах, конференциях, конкурсах разного уровня, публикациях в СМИ;
3.Рост числа педагогов, разработавших
авторские программы, методические пособия;
4.Увеличение числа
воспитанников, участвующих в конкурсах, соревнованиях. 5.Рост удовлетворенности
педагогов, воспитанников и их родителей организацией образовательного процесса
в детском саду.
6.Создание творческой
группы, которая реализует основные направления данной программы, способствует
обмену передовым педагогическим опытом и его распространению.
7.Включение
педагогического состава в участие творческих групп, методических объединений,
обучающих семинаров района, направленных на практическое внедрение современных
образовательных технологий, интегрированных форм осуществления непосредственной
образовательной деятельности.
8.Совершенствование
образовательного процесса, посредством проектных и игровых технологий.
9.Совершенствование функционирования
общественно-государственных органов управления.
10.Осуществление
контроля, качества выполнения планируемых направлений деятельности.
11.Создание системы оценки, качества результатов деятельности.
12.Обобщение полученных результатов и внесение необходимых изменений.
13.Повышение имиджа детского сада через
достижения педагогов и воспитанников.
14.Ориентация детей и
педагогов на успех.