Содержание и методы образовательного процесса в ДОО
12.04.2024
Образовательный
процесс в детском саду осуществлялся в условиях реализации Федерального Государственного
образовательного стандарта дошкольного образования и в соответствии с
требованиями основной образовательной программы МКДОУ «Детский сад №3
«Ромашка», разработанной с учётом Примерной общеобразовательной программы
дошкольного образования «Детство», под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г.
Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, а также с учётом парциальных программ.
Особое внимание
при разработке и реализации ООП наши педагоги уделяют развитию личности
ребёнка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у
дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция,
творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к
традиционным ценностям. При этом своеобразие обучения проявляется в основных
компонентах учебного процесса его содержании и методах.
Отличительными
особенностями содержания образовательной деятельности является:
- направленность на развитие личности ребенка;
- патриотическая направленность;
- направленность на нравственное воспитание, поддержка традиционных ценностей;
- нацеленность на дальнейшее образование;
- направленность на сохранение и укрепление здоровья;
- направленность на учет индивидуальных возможностей ребенка;
- изложение психолого-педагогической работы по областям;
- гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка;
- охват всех возрастных периодов,
- простата вариативной части;
- присутствие игры- как ведущего вида деятельности детей во всей психолого-педагогической работе;
- взаимодействие с семьями воспитанников.
Методы и приемы
обучения направлены как на формирование знаний умений и навыков, так и на
развитие основных компонентов учебной деятельности.
Методы
образовательного процесса в ДОО:
Практический
метод (пример взрослого) – для более глубокого понимания
действительности детям необходимо не только слушать педагога, наблюдать то, что
он показывает, но и сами практически действовать с предметами;
Проблемно-поисковый метод
на занятиях, создается проблемная ситуация, которая будет лично значимая для
ребенка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие;
Исследовательский метод,
который способствует высокому качеству усвоения нового материала. Помогает
детям наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять
решения путем «Проб и ошибок»;
Метод
экспериментирования; ведь дошкольники прирожденные
исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление
к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации;
Наглядный
метод: включает в себя непосредственное ознакомление
детей с окружающим природным и социальным миром и показ им реальных предметов,
картинок, книг, диапозитивов и т.д. Наглядность должна опираться на все виды чувственного
опыта ребенка: зрение, слух, осязание. Наглядность повышает интерес детей
к знаниям и делает процесс обучения более лёгким.
Репродуктивный метод;
создание условий для воспроизведения представлений и
способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе
образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную
или предметно-схематическую модель);
Игровой
метод - способствует созданию заинтересованной
непринуждённой обстановки, установлению психологически адекватной по возрасту
ситуации общения.
Словесный
метод – объяснения, указания, рассказы об окружающем мире
и т.п. Играет важную роль в обучении детей раннего возраста.
Метод
проектов – это педагогическая технология, стержнем
которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская,
познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир
и воплощает новые знания в реальные продукты. Метод проектов дает возможность
развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения
делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума,
совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности,
коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является
составляющими успешной личности.
Перечисленные методы
обучения опираются на наглядно — действенное и наглядно — образное мышление
детей. Наглядные и практические методы в единстве со словом дают возможность
формировать представления, обеспечивают освоение простых практических действий.
В результате чего,
образовательная деятельность в детском саду строится на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированная на интересы и возможности каждого ребёнка и
учитывающая социальную ситуацию его развития.