Организация социально-медико-психолого-педагогической помощи
10.04.2024
Аналитическая справка
Организация
социально-медико-психолого-педагогической помощи
Психолого-педагогическая
и социальная помощь деятельности в МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка»
представляет собой комплексную работу всех специалистов по
созданию определенных условий, которые способствуют развитию успешной
социальной личности.
В
ДОУ созданы условия для реализации в освоении образовательной программы и
социальной адаптации:
Ø материально
— техническое оснащение групповых помещений ДОУ, кабинетов учителя-логопеда;
Ø укомплектованность
педагогическими кадрами: 1 учитель-логопед;
Ø осуществление
взаимодействия со специалистами муниципальной ПМПК.
В
детском саду функционируют:
·
логопедический кабинет для
детей с нарушениями речи;
·
организована деятельность психолого-педагогической
помощи дошкольного образовательного учреждения (ПМПк
ДОУ).
Основная
цель ПМПк – обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания
детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Для
реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
1. Ранняя диагностика
отклонений для своевременного выявления детей, имеющих особенности
психофизиологического и речевого развития.
2. Беседы,
разъяснительные рекомендации для родителей, педагогов.
3. Определение
необходимых специальных образовательных условий.
4.Составление заключения
для представления на психолого-медико-педагогическую комиссию.
Функции деятельности ПМПк:
Ø Диагностическая: изучение
социальной ситуации развития ребёнка, определение доминанты развития,
потенциальных возможностей ребёнка.
Ø Воспитательная:
для сопровождения воспитанников, испытывающих трудности в освоении
образовательной программы и социальной адаптации, через которые разрабатываются
индивидуальные программы психолого- педагогического сопровождения ребенка.
Ø Реабилитирующая:
защита интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные семейные или
учебно-воспитательные условия. Сущность дошкольной и семейной реабилитации
состоит в разрушении негативного образа ребёнка, сложившегося у родителей,
педагогов и сверстников, повышение его статуса и ценности среди
окружающих, в преодолении состояния психологической защищенности, дискомфорта.
Ø Профилактическая:
разработка комплекса мероприятий, направленных на предупреждение негативных
отклонений как в учебной деятельности, так и в поведении проблемных детей.
Ø Контролирующая:
контроль выполнений рекомендаций консилиума по разработке, реализации и
результативности мероприятий по воспитанию, коррекции и профилактике.
Ø С
целью оказания психолого-педагогической и социальной помощи в ДОУ
проводится комплекс мероприятий, направленных на своевременное выявление
детей, испытывающих трудности в адаптации к образовательному учреждению и
имеющих проблемы в общении, социализации, с целью установления причин
затруднений, а также изучение индивидуальных особенностей.
В
ДОУ осуществляется:
-
психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с особыми
образовательными потребностями в рамках деятельности
психолого-медико-педагогического консилиума образовательного
учреждения,
-
проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими
недостатки в речевом развитии, с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
- мониторинг состояния и
динамики развития детей, в том числе и детей с нарушениями в речи в
образовательном процессе,
-
педагогическое консультирование родителей (законных
представителей) и педагогических работников,
- помощь педагогам в
индивидуальном подходе к детям, индивидуализации обучения,
- содействие родителям
(законным представителям) в сфере детско-родительских отношений, воспитания
детей,
- ведение просветительской
работы в целях повышения психологической компетентности всех участников
образовательного процесса.
Психолого-педагогическая
и социальная помощь предоставляется в организации следующими специалистами:
старшим воспитателем, воспитателями, музыкальным руководителем,
учителем-логопедом.
Воспитатель:
·
Проводит занятия по продуктивным видам
деятельности (рисование, лепка) по подгруппам и индивидуально. Организует
совместную и самостоятельную деятельность детей;
·
Воспитывает культурно-гигиенические
навыки, развивает тонкую и общую моторику;
·
Организует индивидуальную работу с детьми
по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (учителя-логопеда);
·
Применяет здоровьесберегающие технологии,
создает благоприятный микроклимат в группе;
·
Консультирует родителей о формировании
культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об
уровне развития мелкой моторики.
Учитель-логопед:
·
Осуществляет обследование воспитанников,
определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения
развития;
·
Составляет
индивидуальные планы логокоррекционной работы, планы
специально-организованных занятий;
·
Проводит индивидуальные занятия
(постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их
автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь),
подгрупповые и фронтальные занятия (формирование фонематических процессов,
подготовка к обучению грамоте);
·
Консультирует педагогических работников и
родителей о применении логопедических методов и технологий
коррекционно-развивающей работы;
·
Организует коррекционно-развивающее и
речевое пространство с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей.
Логопедическое
сопровождение — оказание своевременной помощи
детям, имеющим нарушения в развитии устной речи.
Основными задачами
логопедической службы являются:
1. коррекция
нарушений речи у детей дошкольного возраста;
2. профилактическая
работа по предупреждению нарушений речи у детей путем пропаганды логопедических
знаний среди работников ДОУ и родителей (законных представителей).
Работа с
детьми проводится по следующим направлениям:
·
Формирование правильного
звукопроизношения;
·
Развитие артикуляционных движений органов
речи (губ, щек, языка);
·
Совершенствование грамматического строя
речи;
·
Обогащение, активизация словарного запаса
речи;
·
Совершенствование фонематических
процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи,
схожие по звучанию, артикуляции;
·
Совершенствование просодической
стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного
дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
·
Развитие мелкой моторики рук, т.е.
движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков
взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга), подготовка руки к
письму;
Логопедические
занятия проводятся один раз неделю. Они проводятся в разной форме:
индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. На занятиях используются:
дыхательные, артикуляционные упражнения; пальчиковые игры; различные
речевые игры; загадки, скороговорки, пословицы и поговорки и пр.
На
протяжении учебного года ПМПк вел работу с родителями: индивидуальные
консультации, рекомендации, оформление информационных листов в группах. В
группах детского сада прошли индивидуальные консультации с родителями по теме
«Развитие речи», так как у всех обследованных детей задержка речевого развития
и тяжёлые нарушения речи. Мы постарались создать условия к созданию и
реализации предметно-развивающей среды, которая помогла организовать
полноценную интеграцию «особых детей». Она включила в себя оснащение групп
речевыми уголками, комнатой уединения, подборкой игр для каждого ребёнка.
Родители с удовольствием идут на контакт с педагогами и выполняют их
рекомендации, потому что убеждаются в эффективности нашей работы, в нашем
профессионализме и добрых намерениях.
Музыкальный
руководитель:
·
Осуществляет музыкальное и эстетическое
воспитание детей;
·
Учитывает психологическое, речевое и
физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
·
Используют на занятиях элементы
музыкотерапии и др;
Анализ диагностической
и коррекционной работы
В
подготовительной группе "Звездочки" в конце 2022-2023 учебного
года была проведена психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к
началу школьного обучения.
Результаты представим в
таблицах:
Сводная
таблица фронтальной оценки готовности
к
началу школьного обучения детей подготовительной к школе группы
за
2022 - 2023 учебный год
(обследовано
27 детей)
Уровни
готовности к началу школьного обучения |
Кол-во детей |
% |
|
I уровень ( от 17 до 25 баллов) |
Готовность к началу регулярного обучения в школе |
24 |
89% |
II уровень (от 14 до 17 баллов) |
Условная готовность к началу обучения в школе |
3 |
11% |
III уровень (от 11 до 14 баллов) |
Условная неготовность к началу обучения в школе |
- |
- |
IV уровень (ниже 10 баллов) |
Неготовность к началу регулярного обучения в школе |
- |
- |
Средний балл готовности –23,4
В
конце учебного года было обследовано 27 детей подготовительной к школе
группы. Из них 24 ребенка готовы к школьному обучению на достаточно
хорошем и высоком уровне, что составляет 89%. Это дети со сформировавшимися в
соответствии с возрастом психическими процессами: произвольным вниманием,
наглядно-образным и словесно-логическим мышлением, зрительным и слуховым
восприятием и памятью, мелкой и общей моторикой, воображением, общим
кругозором, учебной мотивацией.
Средний
уровень: трое (3) детей имеют некоторые проблемы в сформированности
процессов школьной зрелости и соответственно психологически их можно отнести к
условно готовыми к школьному обучению, что составляет 11%. Родителям
рекомендовать в летний период дополнительные занятия по развитию у детей
основных психических процессов (внимания, зрительного и слухового восприятия,
памяти, мышления, воображения, мелкой моторики). Родителям Лопатина Георгия
рекомендовать дополнительные занятия по развитию мышления, воображения, памяти,
мелкой моторики, развитию адекватности в самооценки, развитию
самостоятельности, умению внимательно выслушивать инструкцию взрослого и
доводить начатое до конца, т. к. у ребёнка ослабленное внимание, быстрая
утомляемость, расторможенность, слабо сформированы навыки социального
поведения, навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Анализируя работу
детей в процессе выполнения тестовых заданий, активности детей на общих
развивающих психологических занятиях, можно отметить хорошую, добросовестную
работу педагогов с детьми по развитию у детей познавательной активности,
общей осведомлённости, мелкой моторики, умению анализировать и делать
выводы сфомированности коммуникативных навыков, самостоятельности,учебной
мотивации.
Проводилась
диагностика на определение уровня адаптированности детей второй младшей группы к
условиям ДОУ. В 2022/23 учебном году в детский сад прибыло 25 детей
в возрасте от 1,5 до 3 лет. Прием новых воспитанников проводился постепенно в летние
месяцы, когда меньше всего распространены простудные и инфекционные
заболевания. Анализируя показатели адаптации вновь прибывших детей, сделаны
следующие выводы:
· 8 детей (32%) - 1 группа (легкая
степень адаптации)
· 15 детей (60%)– 2 группа
(адаптации средней тяжести)
· 2 ребенка (8 %) –
3 группа (тяжелая адаптация)
Таким
образом, большинство детей первой младшей группы с адаптацией
средней тяжести.
Вывод: Благодаря внедрению комплексного подхода к решению проблем
ребёнка, совместным усилиям родителей, медиков и педагогов можно достичь
положительных результатов в работе с нашими детьми.