Организация социально-медико-психолого-педагогической помощи

10.04.2024

Аналитическая справка

Организация социально-медико-психолого-педагогической помощи

Психолого-педагогическая и социальная помощь деятельности  в МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка»   представляет собой комплексную  работу всех специалистов по созданию определенных условий, которые способствуют развитию успешной социальной личности.

В ДОУ созданы условия для реализации в освоении образовательной программы и социальной адаптации:

Ø материально — техническое оснащение групповых помещений ДОУ, кабинетов учителя-логопеда;

Ø  укомплектованность педагогическими кадрами: 1 учитель-логопед;

Ø осуществление взаимодействия со специалистами муниципальной ПМПК.

В детском саду функционируют:

·        логопедический кабинет для  детей  с  нарушениями   речи;

·        организована деятельность психолого-педагогической помощи дошкольного образовательного учреждения  (ПМПк  ДОУ).

Основная цель ПМПк –  обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

1. Ранняя диагностика отклонений для своевременного выявления детей, имеющих особенности психофизиологического и речевого развития.

2. Беседы, разъяснительные рекомендации для родителей, педагогов.

3. Определение необходимых специальных образовательных  условий.

4.Составление заключения для представления на психолого-медико-педагогическую комиссию.

     Функции  деятельности ПМПк:

Ø Диагностическая: изучение социальной ситуации развития ребёнка, определение доминанты развития, потенциальных возможностей ребёнка.

Ø Воспитательная: для сопровождения воспитанников, испытывающих трудности в освоении образовательной программы и социальной адаптации, через которые разрабатываются индивидуальные программы психолого- педагогического сопровождения ребенка.

Ø Реабилитирующая: защита интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия. Сущность дошкольной и семейной реабилитации состоит в разрушении негативного образа ребёнка, сложившегося у родителей, педагогов и  сверстников, повышение его статуса и ценности  среди окружающих, в преодолении состояния психологической защищенности, дискомфорта.

Ø Профилактическая: разработка комплекса мероприятий, направленных на предупреждение негативных отклонений как в учебной деятельности, так и в поведении проблемных детей.

Ø Контролирующая: контроль выполнений рекомендаций консилиума по разработке, реализации и результативности мероприятий по воспитанию, коррекции и профилактике.

Ø С целью оказания психолого-педагогической и социальной помощи   в ДОУ проводится комплекс мероприятий, направленных на своевременное выявление  детей, испытывающих трудности в адаптации к образовательному учреждению и имеющих проблемы в общении, социализации, с целью установления причин затруднений,  а также  изучение индивидуальных особенностей.

В ДОУ осуществляется:

- психолого-педагогическое сопровождение  воспитанников с особыми образовательными потребностями в рамках деятельности  психолого-медико-педагогического консилиума  образовательного учреждения,

- проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, с детьми с ограниченными возможностями здоровья,

- мониторинг состояния и динамики развития детей, в том числе и детей с нарушениями в речи в образовательном процессе,

- педагогическое консультирование  родителей (законных представителей) и педагогических работников,

- помощь педагогам в индивидуальном подходе к детям, индивидуализации обучения,

- содействие родителям (законным представителям) в сфере детско-родительских отношений, воспитания детей,

- ведение просветительской работы в целях повышения психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

Психолого-педагогическая  и социальная помощь предоставляется в организации следующими специалистами: старшим воспитателем, воспитателями, музыкальным руководителем, учителем-логопедом.

Воспитатель:

·        Проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

·        Воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

·        Организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (учителя-логопеда);

·        Применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

·        Консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

 

Учитель-логопед:

 

·        Осуществляет обследование воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития;

·        Составляет индивидуальные планы логокоррекционной работы, планы специально-организованных занятий;

·        Проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые и фронтальные занятия (формирование фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте);

·        Консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

·        Организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей.

Логопедическое сопровождение — оказание своевременной помощи детям, имеющим нарушения  в развитии устной речи.

Основными задачами логопедической службы являются:

1.     коррекция  нарушений речи у детей дошкольного возраста;

2.     профилактическая работа по предупреждению нарушений речи у детей путем пропаганды логопедических знаний среди работников ДОУ и родителей (законных представителей).

  Работа с детьми проводится по следующим направлениям:

·        Формирование правильного звукопроизношения;

·        Развитие артикуляционных движений органов речи (губ, щек, языка);

·        Совершенствование грамматического строя речи;Хочу такой сайт

·        Обогащение, активизация словарного запаса речи;

·         Совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

·         Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

·         Развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга), подготовка руки к письму;

Логопедические занятия проводятся один раз неделю.  Они проводятся в разной форме: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.  На занятиях используются: дыхательные, артикуляционные упражнения; пальчиковые игры;  различные речевые игры; загадки, скороговорки, пословицы и поговорки и пр.

На протяжении учебного года ПМПк вел работу с родителями: индивидуальные консультации, рекомендации, оформление информационных листов в группах. В группах детского сада прошли индивидуальные консультации с родителями по теме «Развитие речи», так как у всех обследованных детей задержка речевого развития и тяжёлые нарушения речи.  Мы постарались создать условия к созданию и реализации предметно-развивающей среды, которая помогла организовать полноценную интеграцию «особых детей». Она включила в себя оснащение групп речевыми уголками, комнатой уединения, подборкой игр для каждого ребёнка. Родители с удовольствием идут на контакт с педагогами и выполняют их рекомендации, потому что убеждаются в эффективности нашей работы, в нашем профессионализме и добрых намерениях.

 Музыкальный руководитель:

·        Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

·         Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

·         Используют на занятиях элементы музыкотерапии и др;

Анализ диагностической и коррекционной работы

В подготовительной группе "Звездочки"  в конце 2022-2023 учебного года была проведена психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу  школьного обучения.

Результаты представим в таблицах:

Сводная таблица фронтальной оценки готовности

к началу школьного обучения детей подготовительной к школе группы

за 2022 - 2023 учебный год

(обследовано 27 детей)

Уровни готовности к началу школьного обучения

Кол-во детей

%

I уровень

( от 17 до 25 баллов)

   

Готовность к началу регулярного обучения в школе

24

 

89%

II уровень

(от 14 до 17 баллов)

Условная готовность к началу обучения в школе

 

3

 

11%

III уровень

(от 11 до 14 баллов)

 

Условная неготовность

 к началу обучения в школе

 
 

-

 

-

IV уровень

(ниже 10 баллов)

 

Неготовность к началу регулярного обучения в школе

 
 

-

 

-

Средний балл готовности –23,4

В конце учебного года было обследовано 27 детей подготовительной к школе группы. Из них 24 ребенка  готовы к школьному обучению на достаточно хорошем и высоком уровне, что составляет 89%. Это дети со сформировавшимися в соответствии с возрастом психическими процессами: произвольным вниманием, наглядно-образным и словесно-логическим мышлением, зрительным и слуховым восприятием и памятью, мелкой и общей моторикой, воображением, общим кругозором, учебной мотивацией.

Средний уровень: трое (3) детей имеют некоторые проблемы в сформированности процессов школьной зрелости и соответственно психологически их можно отнести к условно готовыми к школьному обучению, что составляет 11%. Родителям рекомендовать в летний период дополнительные занятия по развитию у детей основных психических процессов (внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики). Родителям Лопатина Георгия рекомендовать дополнительные занятия по развитию мышления, воображения, памяти, мелкой моторики, развитию адекватности в самооценки, развитию самостоятельности, умению внимательно выслушивать инструкцию взрослого и доводить начатое до конца, т. к. у ребёнка ослабленное внимание, быстрая утомляемость, расторможенность, слабо сформированы навыки социального поведения, навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Анализируя работу детей в процессе выполнения тестовых заданий, активности детей на общих развивающих психологических занятиях, можно отметить хорошую, добросовестную работу педагогов с детьми по развитию у детей познавательной активности, общей осведомлённости, мелкой моторики, умению анализировать и делать выводы сфомированности коммуникативных навыков, самостоятельности,учебной мотивации.

Проводилась диагностика на определение уровня адаптированности детей второй младшей группы к условиям ДОУ. В 2022/23 учебном году в детский сад прибыло 25 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Прием новых воспитанников проводился постепенно в летние месяцы, когда меньше всего распространены простудные и инфекционные заболевания. Анализируя показатели адаптации вновь прибывших детей, сделаны следующие выводы:

·  8 детей (32%) - 1 группа (легкая степень адаптации)

·    15 детей (60%)– 2 группа (адаптации средней тяжести)

·    2 ребенка (8 %) – 3 группа (тяжелая адаптация)

Таким образом, большинство детей первой младшей группы с адаптацией   средней тяжести.

Вывод: Благодаря внедрению комплексного подхода к решению проблем ребёнка, совместным усилиям родителей, медиков и педагогов можно достичь положительных результатов в работе с нашими детьми.

    
Положение-о-психолого-медико-педагогической-службе.pdf (скачать) (посмотреть)
Аналитическая справка СМППП.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».