Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования
10.04.2023
Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего
образования
Школа и детский сад – два смежных звена в системе
образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и
умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных
интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных
способностей ребёнка.
Преемственность – это двусторонний процесс. С одной
стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет
самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества
ребенка, служащие основной успешного школьного обучения. И с другой –
школа преемник, которая подхватывает
достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Какими же качествами должен обладать выпускник
детского сада, на которые, в последствии опирается школа?
Итак, модель выпускника определяет следующие качества
личности ребёнка:
1. Физически развитый.
2. Любознательный, активный.
3. Эмоционально отзывчивый.
4. Овладевший средствами общения и способами
взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
5. Способный управлять своим поведением и планировать
свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы
и правила поведения.
6. Способный решать интеллектуальные и личностные
задачи (проблемы, адекватные возрасту).
7. Имеющий первичные представления о себе,
семье, обществе (ближайшем социуме, государстве) стране, мире и
природе.
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной
деятельности.
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Осуществляя задачу преемственности, между
детским садом и школой мы ожидаем следующие результаты:
1. Раннее знакомство и сотрудничество детей с будущим
учителем в специально организованной деятельности.
2. Успешная адаптация первоклассников к учебному
процессу.
3. Развитие системы методической работы, направленной
на обеспечение качества образования, на повышение профессиональной
компетенции педагогов.
4. Реализация единой линии развития ребенка на этапах
предшкольного и начального школьного детства, придав процессу целостный,
последовательный и перспективный характер.
Для достижения поставленных результатов, мы используем
следующие формы преемственности:
Работа с детьми
В течение года воспитатели подготовительной к школе
группы знакомили детей с понятием «школа». Для этого были проведены беседы о
школе, игры, рассматривание иллюстраций на школьную тематику. Затем была
организована экскурсия в школу. Дети посетили учебные кабинеты, школьную
библиотеку, спортзал, школьную столовую. Пообщались с учителями, посидели
за партами. Посмотрели открытый урок «Дошкольники в гостях у первоклашек», в
котором приняли участие первоклассники школы и дети подготовительных групп.
Результатом такой работы стало появление у
дошкольников интереса к школьному обучению, мотивации на учёбу, сформировалось
положительное отношение к школе, учителю.
Сотрудничество с родителями:
Работа с родителями будущих первоклассников в течение
всего этого года была направлена на просвещение родителей по вопросам
подготовки детей к школьному обучению. В начале года было проведено
анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной
жизни ребенка. Для родителей, воспитатели подготовительной группы оформили
папку – передвижку «Скоро в школу». Были организованы консультации «Режим
будущего школьника», «Портрет первоклассника», «Трудности адаптации ребенка к
школе и пути их преодоления». Также были составлены памятки для родителей «Игра
– это серьезно», «Как развить у ребенка любовь к чтению». Были проведены
родительские собрания: в начале года «Ваш ребенок идёт в 1-ый класс!» и в мае
«Скоро в школу мы пойдем» (совместно с учителем начальных классов), на котором
рассматривались вопросы о подготовке детей к обучению в 1-м классе, что должен
знать и уметь ребёнок перед поступлением в школу.
В 2023-2024 учебном году работа по преемственности
между МКДОУ «Детский сад №3 «Ромашка» и МКОУ СШ № 2, велась по «Плану работы по
преемственности МКДОУ Детский сад №3 Ромашка со школой».