Описание модели взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) детей и социальными партнерами
29.03.2024
Описание модели взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями)
детей и социальными партнерами.
Детский сад – первый социальный институт, первое
воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где
начинается их систематическое педагогическое просвещение. И как бы серьезно не
продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокий ни была
квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной
поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
Для скоординированной работы
детского сада и родителей мы поставили перед собой необходимость решить
следующие задачи:
·
повышение педагогической культуры родителей;
·
приобщение родителей к участию в жизни детского сада
через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
·
изучение семьи и установление контактов с ее членами
для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
·
изучение и обобщение лучшего опыта семейного
воспитания.
Для их решения используем следующие методы:
·
индивидуальное или групповое консультирование;
·
просмотр родителями занятий и режимных моментов;
·
привлечение семей к различным формам совместной с
детьми или педагогами деятельности;
·
анкетирование;
·
опрос;
·
беседы с членами семьи;
·
наблюдение за ребенком (спонтанное и
целенаправленное);
·
анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему.
Еще до поступления ребенка в детский
сад устанавливаются первые контакты между семьями и педагогическим коллективом:
·
Родители с детьми приглашаются в детский сад для
знакомства с развивающей средой, особенностями работы;
·
Демонстрируется презентация услуг детского сада – «Визитная
карточка ДОУ»;
·
Оформляется договор об образовании при приеме детей по
образовательным программам дошкольного образования.
В работе с родителями педагоги ДОО используют активные формы и
методы:
Традиционные:
- общие и
групповые родительские собрания,
-
консультирование, анкетирование родителей,
- посещение
семей воспитанников на дому,
-
консультирование, анкетирование родителей,
- выставки
детских работ, изготовленных вместе с родителями,
- совместные
экскурсии,
- праздники,
- дни
открытых дверей,
- акции,
- дни добрых
дел,
- оформление
информационных стендов, буклетов.
Нетрадиционные формы общения с родителями:
- семинары –
практикумы,
- выпуск
тематических газет,
- занятия с
участием родителей,
- участие
родителей в творческих конкурсах,
- телефон
Доверия (телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем
родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними),
- почта Доверия, электронный адрес помощи,
- совместное
сотворчество родителей и воспитателя в разработке портфолио группы и каждого
ребёнка,
- Ящик для
предложений.
Дальнейшее взаимодействие родителей и персонала
проходит в процессе:
·
Ежедневных непосредственных контактов, когда родители
приводят и забирают ребенка;
·
Неформальных бесед о детях, запланированных встреч с
родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи,
независимо от конкретных проблем;
·
Ознакомления родителей с информацией, подготовленной
специалистами и воспитателями, об их детях;
·
Решения любых вопросов, касающихся их детей
(родительский комитет);
·
Оказания помощи детскому саду в качестве
организаторов и спонсоров;
·
Участия в праздничных и досуговых мероприятиях
детского сада и совместной деятельности с детьми;
·
Приглашения учителей начальной школы, по интересующим
вопросам.
Модель
работы детского сада направлена на принятие семьи как первого и самого главного
действующего лица в воспитании и образовании ребенка.
Наряду со сложившимися традиционными
формами работы с семьей (беседы и консультации, общие и групповые родительские
собрания, наглядная пропаганда, педсовет и др.) в нашем учреждении удачно
зарекомендовали себя (и не один год используются) новые формы и методы взаимодействия
с родителями:
·
При составлении социального портрета семьи воспитанника,
осуществляется знакомство с демографической, социально-профессиональной
характеристикой семьи, жилищно-бытовыми условиями, культурным уровнем,
составляется краткая педагогическая характеристика.
·
Для знакомства родителей со структурой и спецификой
проведения занятий, условиями пребывания детей в детском саду проводится родительские
всеобучи.
·
Для предоставления родителям более конкретной, для
данной группы, информации о программе, по которой работает учреждение,
информации о сотрудниках, режиме работы и т.д., в приемной каждой группы
имеется «Визитная карточка группы».
·
Участие родителей в проведении праздников и
развлечений: выступление в качестве известных детям сказочных
персонажей на осенних, новогодних, весенних, выпускных утренниках; участие
вместе с детьмив райооном конкурсе чтецов; проведение Масленичной недели;
изготовление необходимых к празднику костюмов и атрибутов, участие в различных
конкурсах, аттракционах; в спортивных праздниках («Веселые
старты», «Зарница», «Папа, мама, я — спортивная семья», Дни здоровья).
Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников,
оценить его физическую подготовку, а также демонстрируют свое умение бегать,
прыгать, соревноваться, это полезно детям, так как создает хороший
эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения.
·
Активное участие и помощь родителей в конкурсах: «Осенняя
ярмарка», на лучшее оформление групп к Новому году, при подведении итогов здесь
учитываются все виды работ, выполненные родителями: использование техники
украшения окон бумажными салфетками, украшения и поделки, сделанные своими
руками, выпуск праздничных бюллетеней и др.
·
Уголки для родителей оформлены в группах, в которых
помещаются консультативные материалы; в специальных папках имеются подборки
методических рекомендаций для родителей, составленные воспитателями,
инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем,
учителем-логопедом.
·
Работа консультационного центра для
родителей, целью которого является оказание помощи родителям в
приобретении педагогических знаний, знаний особенностей физического и
психического развития ребенка, знакомство их с практикой работы с детьми.
Для анализа удовлетворенности родителей воспитанников качеством предоставляемых образовательных услуг как индикатора эффективности деятельности нашего структурного подразделения представляем следующую форму анкеты для родителей (законных представителей)
Цель
мониторинга — изучение удовлетворённости родителей качеством
образовательных услуг в МКДОУ «Детский сад «Ромашка» (ДОУ).
Основные задачи:
1.
Выявить представления родителей о качестве образовании
в ДОУ;
2.
Разработать рекомендации по улучшению качества
образовательных услуг в ДОУ и оптимизации взаимодействия с семьями
воспитанников
Результаты изучения удовлетворенности родителей деятельностью МКДОУ «Детский сад «Ромашка» представлены в данном файле Уровень удовлетворенности родителей воспитанников качеством услуги
Согласно полученным данным по результатам анкетирования
на предмет удовлетворенности родителей работой нашего учреждения,
детский сад имеет достаточно высокий рейтинг у родителей. Отрадно, что родители
поддерживают нас и охотно откликаются на все наши предложения и начинания.
Практически во всех группах родители активно включаются в обсуждение
педагогических проблем, связанных с воспитанием собственного ребенка.
Многообразие
связей ДОУ с социумом.
В нашем детском саду на протяжении многих лет
сложилась эффективная система взаимодействия с объектами социального
окружения, которая способствует наиболее оптимальному развитию творческих
способностей детей и взрослых, поскольку она предполагает участие в различных
рода выставках, конкурсах, вернисажах, мастер-классах, где наиболее полно
раскрываются творческие возможности каждого участника образовательного
процесса.
Школа
Наш детский сад успешно и плодотворно сотрудничает с организациями города:
МКОУ СШ № 2, МКУК «Палласовская МЦБС» (модельная библиотека «Глобус»), Палласовский районный историко-художественный музей, МБУДО
«Палласовская ДШИ», МКОУ ДПО «Детско-юношеская спортивная школа».
Для
системности взаимодействия ДОУ с социумом составляются планы
совместной работы, включающие в себя сроки и формы работы.
Так, взаимодействие детского сада с МКОУ СШ № 2 заключается в
рамках преемственности: экскурсии в школу, посещение торжественной линейки
1 сентября, взаимопосещения различных мероприятий — создают благоприятные
условия для лёгкой адаптации дальнейшего обучения детей в школе.
Библиотека
Не секрет, что компьютерные технологии
принесли в бытность современных детей не только положительные перемены. Экран
монитора постепенно вытесняет бумажные книги, многие взрослые в сознательном
возрасте никогда не переступали порога книжных магазинов, а их дети не знают,
что такое библиотека. Поэтому педагогам детских дошкольных учреждений
приходится начинать знакомство детей дошкольного возраста с библиотечной
системой и особенностями ее работы практически с нуля. Чтобы посещение
библиотеки не стало для ребят скучной «обязаловкой», знакомство с нею проходит
в форме интересных экскурсий и презентаций. Дети знакомятся с абонементным и
читальным залом, с новинками в мире книг, с профессиональными действиями
работников и правилами поведения в библиотеке
Целью данного взаимодействия является
освоение детьми базовых культурных и нравственных ценностей общества
Детско-юношеская спортивная школа
Тесная связь со спортивными организациями города:
МКОУ ДО «ДЮСШ № 1» способствует развитию у детей представлений об особенностях
разных видов спорта, развитию и популяризации детского спорта. Воспитанники
нашего ДОУ в течение года посещают стадион с целью проведения
различных мероприятий: «Веселые старты», «День здоровья»,
участие в городском конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.
Историко-художественный
музей
Взаимодействие ДОУ и
историко-художественного музея является важным условием воспитания чувств
патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Именно такой подход способен
обеспечить ознакомление детей с историей нашего города и развить их
национальное самосознание. Экскурсоводы рассказывают о своей профессии,
знакомят детей с историей родного города, с истоками русской народной культуры,
рассказывают о творчестве художников.
Детская
школа искусств
Не маловажное значение в развитии
музыкального вкуса дошкольников, имеет прослушивание «живой музыки».
Сотрудничество детского сада с музыкальной школой позволяет организовывать и
проводить встречи детей с исполнителями музыкальных произведений (инструменталистами
и вокалистами). Такие встречи оставляют у дошкольников яркое, незабываемое
впечатление, активизируя их интерес к музыкальному искусству, стимулируя
творческую активность, желание овладеть музыкальным инструментом, помогают
значительно обогащать детей не только в музыкальном, художественном, но и в
познавательном, социальном и творческом планах. (умение вести себя в обществе,
знакомство с правилами поведения на концертах. Дети получают возможность
увидеть близко различные инструменты.) Такое социальное взаимодействие очень
ценно, т. к. прослеживается преемственность в развитии. Ведь дети, получив
эмоциональное наслаждение, эстетическое удовольствие, продолжают свое развитие
в дальнейшей жизни, поступая в музыкальные школы и танцевальные кружки.
Таким образом, опыт работы нашего ДОУ с
учреждениями социума показывает, что активная позиция детского сада влияет
на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает
воспитательно-образовательный процесс более эффективным, открытым и полным.